* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 15-22 (прот. Павел Великанов)

rMat2220Dore_ChristAndTheTributeMoneyМф., 90 зач., XXII, 15-22 (прот. Павел Великанов)

15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20 И говорит им: чье это изображение и надпись?
21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Слова, которые мы слышали только что, знакомы многим: ведь это один из самых известных афоризмов Христа — отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу. Оставив в стороне гениальность с точки зрения риторики самой фразы, давайте попробуем применить её на практике.

Итак, кесарю — кесарево. А как понять, что есть «кесарево», а что — «божие»? Как было бы легко, если на всём стояла яркая, понятная всем печать: это — Богу, а это — кесарю! Но, увы, в жизни всё сложнее и неоднозначнее, нежели чем нам порой хотелось бы.

На самом деле, в той или иной мере мы каждый день решаем эту дилемму: что — Богу, а что — кесарю. Мы плотно встроены в общественную жизнь и отношения людей друг с другом, наше тело требует еды, крова, покоя — и это далеко не полный список наших точек соприкосновения с «царством кесаря». И здесь всё более или менее понятно. Живи по законам, не нарушай порядок, будь добросовестным тружеником и верным семьянином, плати налоги и люби отчизну — и твоих долгов по отношению к условному «кесарю» скорее всего не будет.

А вот с тем, как отдавать «Богу — Божье», всё гораздо интереснее. Если с «кесарем» понятно, что именно он ждёт от своих подданных, то сказать, что Богу что-то «нужно» от верующих в него — как-то язык не поворачивается. Бог — Абсолютен, и не испытывает какой бы то ни было нужды ни в чём. У Него и так всё есть. Значит, категория «нужды» или «необходимости» здесь уже не подходит.

Давайте попробует с другой стороны зайти. Можно ли сказать, что Бог от нас чего-то «хочет»? Он желал бы, чтобы мы что-то делали, или были какими-то такими, какими нас Он, Господь Бог, хотел бы видеть? Не режет слух? Вроде как нет. Значит, уже появилось отличие: кесарь — требует, Бог — желает. Идём дальше!

Эти желания Бога — они тайные? Они недоступны нам? Может, мы не способны их осознать? Но зачем тогда на протяжение тысяч лет через избранных Своих служителей — пророков, апостолов — и — главное — через Своего Сына — Бог открывает нам Свою волю — то есть Свои желания по отношению к каждому из нас? И что самое удивительное — эти Божественные желания совсем не похожи на какие-то прихоти какого-нибудь самодовольного восточного деспота, который уже сам не знает, чем бы ещё позабавиться. Бог от людей хочет в общем-то совсем немного: чтобы люди относились к Нему, к Богу, и друг ко другу — с любовью. Причём, как именно это будет происходить — для Него никакого значения не имеет. Хочешь — купи тёще вкусный пирожок, не хочешь — принеси ей горшок с цветком. Или просто скажи ей, как тебе повезло, что она у тебя — именно такая, какая есть. И пирожок, и горшок, и доброе слово одинаково будут приятны для Господа Бога.

«Постойте, постойте! — скажет внимательный слушатель. — Эдак вы ловко перескочили от заявленной темы! Разве пирожки и горшки — не относятся к категории „кесаревых“»?

Вот мы и подошли к самому главному. Христианин — это не тот, кто пока в храме — он Божий, только за порог — уже подчинённый кесаря. Потрясающая возможность нам дарована Самим Христом — в любом деле, любом призвании, в любых обстоятельствах учиться искренней, идущей из глубины души, любви. Дилемма противостояния Царства Божия и Царства Кесаря разрешается только Христом, Сыном Божиим — и Сыном Человеческим. Он оставил нам пример того, как можно быть полноценным, настоящим человеком — и при этом ни на мгновение не стать врагом Богу.

Нам есть на Кого равняться. И — главное — Он Сам для нас — самый главный вдохновитель и помощник!