Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,

39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-

40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44 (прот. Павел Великанов)

219492_originalМк., 57 зач., XII, 38-44 (прот. Павел Великанов)

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-
40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

В сегодняшнем чтении противопоставляются три категории людей в еврейском обществе времен Христа: богачи, представители религиозной власти и благочестивые бедные. Что же больше всего вызывает неприятие у Христа Спасителя? Лживость.

Богатый человек, который кладет крупную сумму для храмовых нужд, вроде бы делает доброе дело. Но Бог-то, для Которого и вроде бы предназначена эта жертва, знает, насколько ощутима эта сумма для богача — или же она составляет всего лишь незаметную часть от его состояния. Да, для большинства окружающих это на самом деле — огромные деньги. Но только не для богача. Оказывается, богач лжет и сам себе, и Богу. У него и так — избыток. Его жизнь не становится ни на каплю хуже или сложнее, после того, как он оставляет эти деньги в храме.

Ситуация с вдовицей — прямо противоположная. У неё вообще нет никаких запасов — ни еды, ни денег. Но она верит Богу, она ввергает себя целиком, без остатка, водительству Божественной милости — и в знак этой верности отдаёт последние копейки, на которые могла бы купить какую-то еду. При этом надо понимать, что вдовы — это самая несчастная, социально незащищённая часть еврейского общества. Участь вдовы — это участь человека, обречённого быть несчастным. Поэтому ей ждать помощи не от кого — кроме как от Господа Бога.

И третий «типаж» сегодняшнего чтения — религиозные лидеры, с удовольствием принимающие знаки почтения и уважения от окружающих. Всегда одетые в особые одежды, резко выделяющие их, они пользуются своим исключительным статусом. Иисус говорит о них как о «поядающих домы вдовиц» и «лицемерно долго молящихся». Другими словами, при внешней видимости благочестия, которому и воздаётся почтение людьми, у них внутри — давно сожжённая совесть, которая не обличает их даже за циничное использование беззащитных вдовиц. Эти «духовные вожди» превратили своё служение в выгодное ремесло — без зазрения совести нарушая элементарные моральные принципы.

Но вот вопрос: как такое могло произойти? Неужели они были с самого начала такими лживыми и беспринципными? Неужели их никогда не обличала совесть, неужели они ни разу в жизни не ощущали Божественного прикосновения к сердцу? Трудно поверить в это. Представляется куда более вероятным, что изначальный импульс, побудивший их посвятить жизнь Богу, был вполне искренним. Но что же тогда произошло позже? Где случился тот самый роковой слом?

В любой профессии есть определённый набор качеств или характеристик. Это некий «образ» профессии, или, выражаясь современным языком, «интерфейс» взаимодействия с обществом. Политик должен уметь общаться, врач — вникать в проблемы пациента и их решать, художник — уметь рисовать. Но ведь под любой «оболочкой», под любым «образом» всё равно остаётся живой человек, который не тождественен этой оболочке. Слом происходит тогда, когда «образ» профессии поглощает самого человека. Когда он предаёт себя ради профессии. Когда он перестаёт ощущать себя собой за пределами профессиональной деятельности. Когда он настолько «упраздняет» себя ради кажущегося блага профессиональной деятельности — что в отрыве от «образа» его уже практически не существует. И вот это — действительно страшно. Потому что тогда сердце, только которым мы и любим, сжимается, скукоживается до минимума, и перестаёт оказывать какое бы то ни было влияние в жизни человека. Оторвавшиеся от сердца мысли становятся многоголовой гидрой, которая уже не останавливается ни перед чем. Из человека — живого, чуткого, свободного — такой превращается в «профессионального деятеля». Мундирчик скушал своего хозяина. Когда я учился в семинарии, на ранних курсах мудрые профессора нас постоянно предупреждали: никогда не пытайтесь убедить других, апеллируя к своему сану. Никогда нельзя ни думать, ни произносить такую фразу: «Я говорю вам как священник!» Лучше скажите не как священник, а как человек!

Помоги же нам, Господи, оставаться собой, а не жить в «образе», каким бы привлекательным для окружающих он ни был!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!