Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22 (прот. Павел Великанов)

207Мф., 94 зач., XXIII, 13-22 (прот. Павел Великанов)

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Не так много в Евангелии мест, столь суровых и жёстких, как сегодняшнее чтение. Перед нами — обличительная речь Христа Спасителя, по своей сути — это слова проклятия, адресованные духовных лидерам еврейского народа. И здесь возникает вопрос: а зачем вообще нужно было об этом так ярко и хлёстко говорить публично? Почему нельзя было высказать Своё недовольство наедине, без народа — может, это было бы более корректно?

Могу предположить, что каждому из нас знакомо состояние «короткого замыкания» души — когда мы вдруг поверили в свою правильность. И всё-то у нас получается хорошо, и с Богом мы в мире, и окружающие поют дифирамбы, и дела спорятся, да и особых проблем вроде на горизонте не видится. Незаметно в голову вкрадывается мысль: а может, и правда я уже вполне угоден Богу? Лишь только согласишься с этой мыслью — за ней следом другая: значит, я на особом счету у Господа Бога, раз Он столь ко мне благоволит! Значит, мои былые грехи уже прощены, претензий свыше нет, и впереди — только ещё большее душевное и духовное процветание! Красота, да и только! И теперь можно и другим помочь выйти из заблуждения — ведь у меня-то это уже получилось!...

Нет ничего более опасного для духовной жизни, чем самомнение. Как только человек ощущает эту духовную самодостаточность — он захлопывается. Короткое замыкание души — это когда много искр, впечатляюще и эффектно — но пользы — никакой. Впустую потраченные силы. Но — зато очень увлекательно. Настолько, что самому «разомкнуться» практически невозможно. Необходима внешняя помощь. Должен найтись кто-то очень отважный, чтобы с риском для собственной жизни разомкнуть эту губительную высоковольтную цепь.

И сегодня Христос очень точными, сильными ударами бьёт по ключевым звеньям цепи, некогда образовавшейся в сознании самых благочестивых религиозных иудеев — тех, кто служение Богу определил быть главным содержанием жизни. Фарисеев «замкнуло» на собственной исключительности, их трясёт от этого замыкания — но им кажется, что таким образом в них действует Сам Господь Бог.

Они ожидали услышать от Мессии совершенно иное, прямо противоположное — не слова проклятий, а благословения и одобрения. Но Иисус, нимало не церемонясь, берёт ключевые представления, на которые и опиралось их религиозное самомнение — и разрушает их. Зачем Он это делает? Только для того, чтобы сделать им больно? Показать окружающим, насколько религиозная система насквозь прогнила?

Конечно же, нет. Выбив подпорки, на которых и держалось сознание исключительности, Христос предлагает фарисеям выбор. Либо довериться Богу — по-детски, без гарантий и целиком — и принять Иисуса как Мессию, либо — остаться в своём затхлом, но вполне привычном и комфортном мирке ритуального благочестия, вычеркнув Иисуса из списка живых.

Какой выбор сделают фарисеи, мы уже знаем. И как важно помнить о том, что от опасности самодостаточности в религиозной жизни никто не застрахован. Вот почему так важно быть в Церкви, именно церковной общностью постоянно проверять себя: а туда ли я иду? а становится ли окружающим лучше и светлее от моего пути? а не «закоротило» ли меня на чём-то?

Помоги же нам, Господи, быть не только ревностными и верными в служении Тебе, но и очень внимательными и аккуратными!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!