Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 22-26

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, глава 8, стихи 22-26 (прот. Павел Великанов)
310px-Spas_vsederzhitel_sinay

Энкаустическая икона Иисуса Христа из монастыря св. Екатерины, Синай. VI в.

Мк., VIII, 22-26 (прот. Павел Великанов)

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?
24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.
26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

В исцелении слепого в Вифсаиде есть два интересных момента. Первое — это постепенность прозрения: сначала мужчина начинает видеть людей, словно деревья — и это даёт нам основание утверждать, что он когда-то был зрячим. И только после повторного прикосновения Иисуса зрение восстанавливается полностью.

Второй момент — использование слюны для чуда. Для нас это выглядит какой-то дикостью — но надо понимать, что у современников Иисуса было иное отношение. Плиний Старший в своей «Естественной истории» упоминает о том, что слюна некоторых людей «излечивает от укусов змей» (Кн. VII). Практически в любой культуре слюне придаётся определённое символическое значение: как тут не вспомнить, например, о сплёвывании через плечо? Или, например, после чтения запретительных молитв в чине оглашения — когда священник говорит крещаемому, что он должен после отречения от сатаны «дунуть и плюнуть на него». Поэтому использование слюны не было чем-то невиданным: напротив, воспринималось как вполне нормальное в контексте распространённого в те времена разнообразного целительства.

О чем побуждает нас задуматься сегодняшнее Евангелие? Прежде всего, о том, насколько Бог снисходителен к нашим представлениям — какими бы чуднЫми и наивными они ни были. Даже при совершении явного чуда Он «упаковывает» его таким образом, чтобы для самого человека это не выглядело чем-то совершенно невероятным. С такой Божественной скромностью мы нередко встречаемся на страницах Евангелия: практически все чудеса, включая даже само Воскресение, не происходят «эффектно», «напоказ»: всё покрыто завесой Божественного смирения. Ученики достают из корзин хлебы — и в этом нет ничего необычного. Правда, они почему-то давным-давно должны закончиться — а этого не происходит. Лазарь выходит из гробницы — как будто только прилёг туда отдохнуть — хотя уже четыре дня, как он умер. Иисус смешивает слюну с землёй и помазывает глаза слепорождённому — как если бы надо было «всего лишь» снять некую «пелену», мешавшую ему прозреть — хотя он родился слепым. Перед нами — удивительное свидетельство того, что Бог настолько внимательно и с любовью относится к Своему творению, что не видит никакой необходимости устраивать показательные «шоу» с демонстрацией Своей силы и могущества: всё можно прекрасно сделать и в рамках обыденной жизни. Тому, кто на самом деле повелевает бытием — нет никакой нужны «актёрствовать» и устраивать «показательные выступления».

Об этом надо всегда помнить, когда мы встаём на молитву, чтобы попросить чего-то у Бога. Не надо требовать от Бога «знамений» — как это делали фарисеи, искушая Иисуса. Но можно и нужно просить Бога явить Его милость и силу — тем образом, как Он Сам это считает нужным!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!