Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 12-18

Блаженный Иероним Стридонский задаёт очень важный вопрос в связи с сегодняшним евангельским чтение: «Исследуй вместе с тем и то, каким образом в столь обширной пустыне и в уединённом месте нашлось только пять хлебов и две рыбы и столь легко нашлось двенадцать корзин». Откуда корзины? Ни в одном из текстов, которые передают эту историю, нет упоминания и о чудесном появлении необходимого количества корзин. Значит, корзины были. И вряд ли они были пустыми. Представить себе ситуацию, при которой люди пошли в «пустое место» с запасом пустых корзин довольно сложно. Не могли же они знать о том, что будет происходить. Некоторые толкователи полагают, что чудо здесь не в том, что были умножены продуктовые запасы, а в том, что люди начали делиться тем, что имели, но по каким-то причинам не считали возможным отдать. То есть чудо в изменении сердец. Впрочем, даже при таком прочтении умножение хлеба и рыбы никуда не девается. Подобные истории были и во времена Ветхого Завета. Об одной из них мы можем прочитать в Четвертой книге Царств: «И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: „насытятся, и останется“. Он подал им, и они насытились, и ещё осталось, по слову Господню». Так пророк Елисей накормил людей двадцатью ячменными хлебцами. Тот же пророк воскрешал мёртвых и чудесным образом увеличивал запасы масла. То, о чем говорит сегодняшнее евангельское чтение, не было уникальным явлением. Пророки умели верить и молиться так, что Бог нарушал Им же Самим установленные законы физического мира. Неудивительно, что о Христе многие думали как об одном из великих пророков, таких, какие были в древности и каких не было в современном Христу Израиле. По своей сути, ветхозаветные случаи насыщения множества людей малым количеством продуктов ничем не отличаются от насыщения пяти тысяч человек пяти хлебами и двумя рыбами. Всё это, с одной стороны, говорит о преодолении физических ограничений силой веры и о всемогуществе Бога, а с другой, является прообразом величайшего и важнейшего Таинства Церкви — Евхаристии. Иных мнений у толкователей нет. К примеру, святитель Феофан Затворник пишет прямо и безапелляционно: «Чудное насыщение народа в пустыне — образ насыщения верующих во святом причащении Пречистым Телом и Пречистой Кровью Господа. Господь сидит особо; народ рассажен рядами; апостолы посредствуют, получают хлеб и раздают. Так и ныне: верующие все разделены на группы — малые частные церкви, в которых Господь, невидимо присутствуя, раздаёт Своё Тело и Кровь, через апостольских преемников». В это толкование очень хорошо вписывается и мысль об изменённых сердцах, о том, что люди стали делиться своими припасами. Ведь именно при таком сердечном настрое и возможно участие в Таинстве Тела и Крови Господних.