. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Лк., 31 зач., VII, 17-30 (прот. Павел Великанов)
John_the_Baptist_in_the_desert

Иоанн Предтеча в пустыне с ангелом. Миниатюра Елисаветградского Евангелия.

Лк., 31 зач., VII, 17-30 (прот. Павел Великанов)

17 Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
18 И возвестили Иоанну ученики его о всём том.
19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
20 Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?
21 А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.
22 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;
23 и блажен, кто не соблазнится о Мне!
24 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
25 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.
26 Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.
27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
29 И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;
30 а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Интересную историю рассказывает нам евангелист Лука. Только что он описывал чудо воскрешения сына Наинской вдовы — и теперь переходит к описанию реакции иудеев: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Весть об этих настроениях доходит до Иоанна Крестителя, и он отправляет двух учеников, чтобы непосредственно узнать от Самого Иисуса — действительно ли Он — долгожданный Мессия — или же нет?

Из этого короткого текста можно сделать немало интересных выводов. Во-первых, Кто такой Иисус — не было очевидным даже величайшему пророку Иоанну Предтече — Который Сам крестил Иисуса и видел «разверзающиеся небеса» и голос, который засвидетельствовал об Иисуса как о «возлюбленном Сыне». Однако сомнения никуда не исчезли.

Второе — слухи вокруг Иисуса были очень разные и противоречивые. Поэтому Предтеча направляет к Иисусу собственную делегацию с важным поручением — получить подтверждение от Самого Иисуса, Он ли — Мессия. Можно вполне допустить предположение, что Иоанну как неформальному духовному лидеру народа было важно понять, насколько его пророчества о наступлении Мессианской эры близки к исполнению — или же простираются в неопределённое будущее.

Казалось бы, самое простое в данной ситуации — прямо сказать Иисусу: да, это Я — Мессия. Но Спаситель поступает иначе: Он воспроизводит хорошо известные слова пророка Исайи о приходе Мессии — и указывает на конкретные дела, которые делает: исцелённых больных, прозревших слепцов, воскрешенных, очищенных от проказы — и завершает фразой: блажен, кто не соблазнится о Мне!

Но почему — опять какой-то ребус? Почему — снова надо разгадывать? Почему нельзя прямо сказать о Себе Самом — да, Я и есть долгожданный Мессия? Почему Иисус так упорно избегает самопровозглашения Себя Мессией — даже когда Его всячески вынуждают к этому? Очевидно, что в этом есть определённый глубокий смысл. Давайте попробуем разобраться, какой.

А что произошло бы, если ответ Иисуса был бы прямым и категоричным? Перед нами — народ, разогретый мессианскими ожиданиями и очень уставший от унизительного римского ига. Иудея времён Иисуса — это огромный пороховой склад, вокруг которого множество тлеющих фитилей — только и успевай их тушить. Как только Иисус объявляет Себя Мессией — запускаются уже никак не зависящие от Него процессы — как если бы внутрь порохового склада внесли большой факел. Более того: народ только этого и ждёт!

Но такой сценарий развития событий — сильно отличается от цели, ради которой Бог становится человеком. Он не приходит на землю, чтобы создать самую лучшую политическую партию и возглавить освободительное движение. Он — с позволения сказать — «работает» совершенно на другом уровне. Да, Иисус любит Свой народ, сопереживает ему — но Он ясно видит, что корень проблемы — в другой плоскости. Не властолюбивые и гордые римляне виноваты в том, что люди умирают, страдают от несправедливости и одиночества, барахтаются в страстях и не могут вырваться из этих сетей. Сам по себе грешный человек, не имеющий средств стать качественно другим — вот где — основная проблема!

И поэтому Спаситель постепенно, очень аккуратно, бережно обращаясь с учениками и последователями, подводит их к пониманию того, что они зашли в тупик, сузив мессианские ожидания только до политической плоскости. Они хотят видеть в Иисусе только народного лидера — а перед ними — Тот, Кто выше любых национальных интересов, выше геополитических интриг, Кто Собой являет то Совершенное Человечество, память о котором давно исчезла в истории.

Хорошо бы и нам научиться быть открытыми к слушанию и слышанию того, что Христос Спаситель хочет нам сказать — а не только того, что нам самим хотелось бы услышать!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!