Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 7, стихи 1-8

01 Не судите, да не судимы будете,

02 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

03 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

04 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?

05 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

06 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

07 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

08 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

По-настоящему верующий человек ничего так не хочет и ни к чему так не стремится, как к спасению. Причем не только своему собственному, но и своих ближних, а в пределе всякого человека, живущего на земле.

Но с чем же для нас связана сама идея спасения? Как оно возможно? В жизни много условий, которые ему способствуют или препятствуют, но мало кто будет спорить, что главным оказывается Божий Суд, последний и всеобщий, на котором каждому из нас суждено будет предстать перед Богом.

Обычно, становясь верующим, человек узнает, что чтобы спастись ему необходимо соблюдать множество заповедей и повелений, причем не только тех, которые указаны в Новом Завете, но и тех, которые были приняты позже в разные эпохи и в разных странах. Все они, воспринятые в правильном ключе, содействуют спасению и доброму ответу на суде... Но есть в Новом завете такие слова, которые, при всей своей привычности, говорят о чем-то необычайном, о чем-то, что мы, стремясь к спасению, все время забываем. Причем их поразительность в свершенной простоте, т.к. они не требуют от человека многочасовых молитв, строгих постов, не требуют отказа от имущества и ухода в пустыню. Именно с этих слов и начинается сегодняшнее чтение. Христос говорит: «Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Иными словами, если мы не хотим быть судимы — нам достаточно не судить. Можно сказать, что не все так просто, и, наверное, от части это будет правдой, но, в то же время, это никак не отменяет простоты и прозрачности слов Христовых.

Не судите и не будете судимы.

Но что значит судить? Идет ли речь о простом разговоре? Об оценке поступка? О том, чтобы эту оценку высказать?

Обычно люди думают, что речь идет о том, чтобы не называть какой-то поступок плохим. То есть, что под судом понимается оценка поступка другого человека. Однако, если мы вспомним, что в этом же Евангелии от Матфея Христос призывает нас к тому, чтобы исправить согрешающего брата, мы поймем, что речь не идет о простой оценке. Ведь если ты видишь, что брат твой согрешает, ты можешь сказать ему об этом. Но для этого мы должны сами понять, что этот его поступок плох и в разговоре с ним убедиться, что ты не ошибаешься, и речь идет действительно о грехе.

Но что же тогда такое "судить", если это не способность оценивать поступки других? Разве назвать воровство воровством и убийство убийством — грех? При внимательном рассмотрении оказывается, что речь идет о чем-то другом.

Но если Христос сравнивает наше «суждение» с последним судом, значит под ним имеется ввиду именно осуждение, вынесение вердикта. То есть осуждая мы не просто говорим «воровство — это грех», или «он украл» или даже «он согрешил». Осуждение — это грех, совершая который, мы говорим: «Он вор, и он виновен в этом грехе».

Важно понимать, что осуждение — это не злословие или плохие мысли. Совершенно не случайно Господь говорит: «каким судом судите, таким и вас будут судить». Дело в том, что чтобы судить человека даже в обычном суде, необходимо изучить все материалы дела. И то мы не можем сказать, что человеческий суд всегда совершенно правдив. Но особенность Божьего суда в том, что Он, как сердцеведец и тайноведец, знает не только цели человека, совершающего тот или иной поступок, Он знает даже то, чего сам человек не знает о себе. Например человек, переживший в детстве травму, или получивший очень скверное воспитание, насколько он виновен в том, что поступает безнравственно? Вероятно, виновен, но меру этой вины, и меру воздействия на него других может оценить только Бог. Ведь внешне поступок может быть безнравственным, но субъективно человек мог стремиться к добру, настолько насколько он его понимал. И никто кроме Бога не может оценить и сопоставить личный выбор человека, с тем бэкграундом, который есть в его сознании и теми обстоятельствами, в которых поступок совершался.

Когда мы смотрим на собственные поступки, они кажутся нам оправданными и целесообразными, мы можем объяснить практически каждое действие, обосновать тот или иной наш выбор. И даже тогда, когда поступок явно плох, всегда надеемся на прощение и милость. Но ведь именно такого отношения к другим от нас ждет Бог.

Очевидно, что в силу разных обстоятельств мы бываем вынуждены не просто сказать, что поступок плох, но и принять в связи с этим какое-то решение. Например уволить проворовавшегося или грубого сотрудника. Но эмоции, которые мы испытываем при этом могут быть разными. Мы можем злиться на то, что, что он испортил дело, а можем пожалеть, что он получил плохое воспитание или не выдержал каких-то внутренних искушений. Это не значит, что мы должны держать вора на работе, человеческий внешний суд имеет важное значение в том, какой будет жизнь всего общества, но суд нашего сердца должен быть милостивым. И если мы готовы к тому, чтобы молиться за себя, просить и ждать ответа... Значит по отношению к другим должны проявлять любовь и сострадание. И если ожидаем от Бога милости и того, что Он учтет все условия в которых мы действуем, мы должны быть готовы так же относиться к нашим ближним.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!