Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 1-9 (еп. Феоктист (Игумнов)
ih4475

Смоковница.

Лк., 70 зач., XIII, 1-9 (еп. Феоктист (Игумнов)

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,
9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

Комментирует епископ Городищенский Феоктист.

Довольно удивительно, что Христос Спаситель в Своей притче сажает смоковницу в виноградник. Легко представить, что такое возможно на практике легко. Но какой смысл имеет это смешение в причте, ведь в притчах нет случайных деталей? Некоторые толкователи видят в этой смоковнице еврейский народ, который одинок среди язычников — винограда. Одинок, но именно к нему особые требования хозяина. Хозяин не интересуется плодоношением винограда, а только плодами смоковницы. Другие же древние комментаторы идут дальше, у них смоковница это весь человеческий род, который живёт посреди прекрасно устроенного Богом мира. От человеческого рода ожидается определённый плод, это плод веры, если его нет, то нет и смысла дальнейшего существования.

Видеть грех как таковой причиной несчастья — древняя тенденция и устойчивое заблуждение. Удивительно, что Христос Спаситель неоднократно называет такое мнение неправильным и необоснованным, но те, кто именует себя христианами, зачастую не слышат своего Учителя и упорно продолжают связывать человеческое горе с грехом. Сложно сказать, чем обусловлена такая слепота и непонимание слов Спасителя. Пожалуй, тем, что наш разум ищет стабильности и жаждет уверенности в завтрашнем дне. Разум пытается нас втиснуть в простую схему: если я буду жить правильно и праведно, то я и мои близкие будут защищены от любых трагедий, в том числе и от внезапной смерти. На повторении этой мысли зачастую строится и наша проповедь. Если же человек старался, но у него все же случилось какое-то несчастье, то мы реагируем мгновенно и не задумываясь: плохо старался, сам виноват. Христос же считает иначе: нет, не сам виноват. Грех не имеет абсолютной связи с наказанием. Эту Христову мысль повторяет ангел преподобному Антонию Великому, который пытался постичь от чего так разнятся судьбы людей: «отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, — другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными блАгами, а праведные угнетаются напастями и нищетою? — Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это — душевредно». Нет никакой доступной человеческому пониманию причины в том, кто именно погиб в Галилее и в Силоаме. Точно также нет простой понятной причины нынешних трагедий с большим числом жертв. Мы пытаемся понять логику. Но в этом всем ее нет. Нет человеческой логики, а есть иная — божественная, нашим языком она невыразима. Пытаться постичь ее — душевредно. Христос Спаситель напоминает нам о нашей конечности, о том, что в любую секунду каждый из нас может стать исключительно историческим персонажем.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!