* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 1-13 (о. Стефан Домусчи)
113733.p

Притча о десяти девах

Мф., 104 зач., XXV, 1-13 (о. Стефан Домусчи)

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение представляет собой эсхатологическую притчу, то есть рассказ, в иносказательной форме говорящий нам нечто важное о последних судьбах мира и человека. Как мы должны жить и что делать, чтобы стать причастными Царству Божьему, чтобы не быть отвергнутыми и осужденными?

Современный человек знает, что история когда-нибудь закончится. Для этого совсем не обязательно быть верующим, об этом говорят простые научные факты. Однако люди верующие знают, что конец будет не просто событием физического мира, он будет связан с реальностью духовного порядка, с наступлением Царства Божиего. С тем, что мир изменится и Бог, в настоящее время от человека сокрытый, станет реальностью очевидной для всех, будет все и во всем.

Сегодня мы услышали одну из тех притч, которые говорят о том, каким будет наступление Царства, а точнее, чему должно быть подобно его ожидание.

Бытовая ситуация, которую описывает Христос, может показаться нам странной, при том что на самом деле она была вполне естественной для иудеев того времени. Невеста с подругами должна была ждать жениха, который мог прийти в любую минуту. Жених мог прийти ночью и подруги должны были быть готовы сопровождать свадебную процессию с горящими светильниками. Эту ситуацию ожидания жениха и необходимость быть готовыми Христос ставит в центр притчи. Пример с девами всем понятен, но кроме того даже самые простые бытовые детали, совершенно меняют свое значение, когда оказываются деталями эсхатологического масштаба.

Итак, десять дев – это весь человеческий род, в котором есть мудрые и неразумные, те, кто готовится к встрече с Богом и те, кто знает о ней, но живет совершенно беспечно. Важно понимать, что в нравственном отношении они очень похожи: все десять – девы, то есть все нравственно чисты, все теряют бдительность, и засыпают, когда жених медлит... Привычное разделение на праведников и грешников здесь уже совсем не так очевидно.

И вот как жених в полночь, в мир погруженный в свои собственные проблемы, живущий своей собственной жизнью, приходит Господь. Пока жениха не было рядом, его приход был делом будущего, ближайшего или отдаленного… Но так или иначе – девы потеряли бдительность. И вот Он пришел и каждая должна была явить то, к чему она призвана, сделать то, ради чего она вообще стала частью этой свадьбы… И вот тут-то и оказывается, что при всех прочих равных, при нравственной чистоте, при падении и потере бдительности… Одни оказываются готовы встречать жениха, а другие нет. Первые готовы не потому, что не спали и были бдительны, но потому что прежде сна и падения уже были готовы. Вторые не были готовы не потому что уснули, а потому что и до сна не заботились о ней.

Неразумные девы просят разумных о помощи. В обычной ситуации возможно ответы были бы разными, но притча на то и притча – она не описывает сложность всех вариантов, но акцентирует внимание на главном: если наличие масла – признак бдительности как особого состояния души – им нельзя поделиться… Можно посочувствовать тем, кто вел себя беспечно, но чуткость и живость одной души нельзя механически перенести на душу беспечную и ленивую…

Притча, которую мы сегодня услышали, и ободряющая, и предостерегающая одновременно. Из нее мы узнаем, что каждый может потерять бдительность и уснуть, на мгновение забыть о женихе, который придет в полуночи… Задумываясь о готовности человека к встрече с Богом важно понимать, что дело не столько в отдельных грехах или их отсутствии, но в самом контексте жизни, в том, что ее наполняет. Людей, которые не падают и не теряют бдительности, не существует, быть такими людьми невозможно… Зато вполне возможно выбирать, что будет для тебя самого главным содержанием твоей жизни: духовный сон или ожидание встречи с Богом.