* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 37-45

37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,

44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Никто из нас не застрахован от ошибок, как и не застрахован от их повторения. История с прогулкой по граблям прекрасна и вневременна. В ошибках есть свои очевидные плюсы — они помогают видеть себя таким, каков ты есть. Лишают иллюзий и многому учат. Конечно, при условии, что у нас хватает сил признавать ошибки. И потому в них нет ничего страшного и уж тем более катастрофичного. Если, конечно, это не ошибка в определении того, что есть добро и что есть зло. Как раз об опасности совершения такой ошибки предостерегает сегодняшнее евангельское чтение. Преподобный Серафим Саровский замечал: «Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки». А преподобный Силуан Афонский, приводя эти слова преподобного Серафима, добавляет, что ошибки могут быть трагическими. Святые прекрасно знали самих себя и обоснованно полагали, что они не способны в полной мере доверять самим себе и своим суждениям. Святость проявляется в том числе и в этом — в крайней степени недоверии к самому себе. И если так ощущали и ощущают самих себя святые, то можем ли быть уверены в своих суждениях? Это именно тот вопрос, который ставит перед нами сегодня Господь. Если я не могу быть уверен в себе, то могу ли делать выводы о ком-то другом? Если я сам ошибаюсь в малом, то могу ли я делать достоверные выводы у ком-то другом? Как могу я руководить ими и произносить хотя бы одно слово, которое должно их направить и вразумить? Настойчивое повторение Христом Спасителем одной и той же мысли про неосуждение неслучайно. Но, к сожалению, не судить крайне сложно. И потому Господь предлагает нам наглядный образ плодоносящего дерева. Если не иметь соответствующего опыта, то невозможно сделать вывод о том, каким будет плод. Не все цветы одинаково красивы. Не всякая крона дерева прекрасна. Прекрасное цветение и завораживающий внешний вид — ещё не причина сделать вывод о плодах. Так и с человеком. Был он хорош или же он был плох — можно сказать только если мы знаем всю его жизнь. Если видим конечный ее результат и для нет темных пятен в его делах и мыслях. А до того времени попытка выносить суждение подобна рассуждению о плодах на основании вида цветка или же глубины зелени листьев. Дай Бог, чтобы эти Христовы мысли стали для нас руководством к действию и помогли сдерживать ум, который рвётся к преждевременным выводам.