Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 1-11

01 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,

02 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

03 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

04 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

05 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,

06 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

07 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

08 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,

09 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 1-11 (иером. Феоктист Игумнов)

416px-Hole_JesusalDesierto

«Христос, ведомый Духом в пустыню»
(Уильям Хол, 1908 год).

Мф., IV, 1-11 (иером. Феоктист Игумнов)

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Из контекста евангельского повествования вытекает, что искушения Христа Спасителя в пустыне — это необходимая часть общественного служения, это часть того, ради чего Он пришёл и принял плоть от Девы. Христос в рамках Своего служения начинает с того, с чего начинается сознательное христианское восхождение любого христианина. И начиная так, Он даёт образ и пример всем поколениям Своих учеников.

Евангелист Матфей со всей очевидностью показывает, что центральным моментом всех искушений является предложение отстраниться от Бога. И ни для кого не секрет, что на фоне всего того, что составляет первый план нашей жизни, Бог чаще всего воспринимается как нечто второстепенное, а иногда и как что-то лишнее и даже мешающее. Его поддержка не всегда очевидна, а Его требования кажутся несоответствующими тому, что Он даёт за их исполнение здесь и сейчас. При таком положении дел совершенно естественным кажется стремление навести порядок в мире собственными силами. То есть жить не признавая реальность Бога или же признавая ее с определенными оговорками, жить без вхождения в общение с Богом, а по собственному усмотрению, признавая окружающую материальную действительность как подлинную и единственную реальность, а Бога отодвигать в сторону как некую иллюзию — это и есть искушение, которое никуда не делось, которое было всегда, скрываясь под разными личинами, и оно несёт в себе самую главную и серьёзную угрозу.

Одной из особенностей этого искушения является его «благовидность»: оно не содержит в себе непосредственного призыва ко злу, это было бы слишком примитивно. Оно как будто бы призывает к лучшему: отказаться наконец от иллюзий и обратить все силы на исправление мира. К примеру, вместо храмов строить детские сады и больницы. Или же начать бороться за бережное отношение к природе, к животным, бороться за достойные человека условия труда и жизни. Это искушение, ко всему прочему, претендует на то, чтобы показать подлинную реальность: реально то, с чем мы реально повсеместно имеем дело, — власть и хлеб; в сравнении с этим все связанное с Богом кажется нереальным, вторичным и, по существу, ненужным.

Христос сумел преодолеть это искушение. А сможем ли мы сделать то же самое?

«Христос, ведомый Духом в пустыню»
(Уильям Хол, 1908 год).

Мф., IV, 1-11 (иером. Феоктист Игумнов)

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Из контекста евангельского повествования вытекает, что искушения Христа Спасителя в пустыне — это необходимая часть общественного служения, это часть того, ради чего Он пришёл и принял плоть от Девы. Христос в рамках Своего служения начинает с того, с чего начинается сознательное христианское восхождение любого христианина. И начиная так, Он даёт образ и пример всем поколениям Своих учеников.

Евангелист Матфей со всей очевидностью показывает, что центральным моментом всех искушений является предложение отстраниться от Бога. И ни для кого не секрет, что на фоне всего того, что составляет первый план нашей жизни, Бог чаще всего воспринимается как нечто второстепенное, а иногда и как что-то лишнее и даже мешающее. Его поддержка не всегда очевидна, а Его требования кажутся несоответствующими тому, что Он даёт за их исполнение здесь и сейчас. При таком положении дел совершенно естественным кажется стремление навести порядок в мире собственными силами. То есть жить не признавая реальность Бога или же признавая ее с определенными оговорками, жить без вхождения в общение с Богом, а по собственному усмотрению, признавая окружающую материальную действительность как подлинную и единственную реальность, а Бога отодвигать в сторону как некую иллюзию — это и есть искушение, которое никуда не делось, которое было всегда, скрываясь под разными личинами, и оно несёт в себе самую главную и серьёзную угрозу.

Одной из особенностей этого искушения является его «благовидность»: оно не содержит в себе непосредственного призыва ко злу, это было бы слишком примитивно. Оно как будто бы призывает к лучшему: отказаться наконец от иллюзий и обратить все силы на исправление мира. К примеру, вместо храмов строить детские сады и больницы. Или же начать бороться за бережное отношение к природе, к животным, бороться за достойные человека условия труда и жизни. Это искушение, ко всему прочему, претендует на то, чтобы показать подлинную реальность: реально то, с чем мы реально повсеместно имеем дело, — власть и хлеб; в сравнении с этим все связанное с Богом кажется нереальным, вторичным и, по существу, ненужным.

Христос сумел преодолеть это искушение. А сможем ли мы сделать то же самое?

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

This website uses cookies.