Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33

27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины

28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

32 а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33 (прот. Павел Великанов)
53-21 (1)

Иисус Христос и книжники.

Мк., XI, 27-33 (прот. Павел Великанов)

27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Перед нами — описанная евангелистом Марком ситуация острого конфликта между Иисусом и духовными лидерами иудаизма. После торжественного входа в Иерусалим, которого так ждал народ, уже вовсю почитавший Иисуса как минимум за величайшего пророка, Спаситель направляется в Храм, где устраивает показательное изгнание торговцев и менял. Заметим, что Ему никто не сопротивляется: все, включая и первосвященников, и других представителей религиозной знати, затаились и внимательно наблюдают, что происходит. Им ничего не стоило направить против Иисуса вооружённую охрану, чтобы силой принудить Его остановиться — но они так не поступают. Причин здесь две: во-первых, Иисус последнее время стал очень популярен в народе, и выступление против Него может спровоцировать никому не нужные волнения. Во-вторых, как бы ни были нам глубоко антипатичны иудейские вожди, всё же они были людьми верующими, и где-то на периферии сознания продолжала маячить мысль: а вдруг всё же этот Иисус — Тот Самый Мессия? Но это требует окончательной проверки и серьезных обоснований!

Поэтому вопрос, который задают Иисусу первосвященники, далеко не так прост, как может показаться. Ему было позволено вести Себя так, как Он хотел — и теперь духовные лидеры считают вполне правомочным вопрос: на каком основании Ты такое себе позволяешь — в самом святом месте?

Ответ Иисуса только с первого взгляда может показаться мастерским риторическим уходом от прямого ответа. Здесь всё гораздо глубже. Потому что сама постановка вопроса выдаёт духовных лидеров с головой: они, и только они имеют полномочия определять, кто — от Бога, а кто — самозванец! Когда-то с этим правом согласился весь народ, и это право никто не смел оспаривать. Первосвященники, книжники, старейшины — о которых и говорит Марк — это же духовная аристократия, паразитирующая на религиозной вере только по одной причине: они — не такие, как остальные, они — избранные, они — особенные, наделённые свыше духовной властью определять, что — истинно, а что — ложно.

И Спаситель точно ударяет в самую сердцевину этого навязанного окружающим представления об исключительных правах первосвященников, причём делает это искусно, без какого бы то ни было укора или обвинения. Можно было бы так переложить смысл Его речи: «Вы убедили всех, что являетесь абсолютными и непогрешимыми судьями духовных вопросов? Тогда почему такая яркая пророческая фигура, как Иоанн Креститель, вдруг оказался вне вашего внимания и какой бы то ни было оценки? Почему он не стал спрашивать у вас, узурпировавших всю духовную власть, разрешения на свою деятельность? Или он потому и действовал самостоятельно, что эта власть была дана ему Самим Богом — и поэтому в ваших разрешениях не нуждалась!»

Отказ старейшин ответить на вопрос о Иоанне Крестителе — откуда он был — от Бога или от человеков — это позорный провал, признание собственной профессиональной некомпетентности — да ещё и перед лицом огромной толпы, которая с энтузиазмом впитывает всё то, что говорит и делает Иисус. Такой публичный позор уже не прощается: ведь Своими словами Спаситель выбивает из-под ног старейшин ту основу, на которой только и держался весь их авторитет!

Чему учит нас сегодняшнее Евангелие? Никогда не пытаться присваивать себе духовную власть — на каком бы месте мы ни находились. Ведь это огромный соблазн, перед которым непросто устоять — почувствовать себя полномочными глашатаями вечной истины, и поэтому — неподсудными избранниками Божиими. Пусть же Сам Бог действует сквозь нас беспрепятственно — но при этом мы не помышляем о том, что этот проходящий сквозь нас Свет хоть в малой мере становится нашей собственностью!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!