Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 35-44

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним

37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.

38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.

39 И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его

44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 35-44 (прот. Павел Великанов)
Iscelenie_prakajennogo

Исцеление прокажённого

Мк., 6 зач., I, 35-44 (прот. Павел Великанов)

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним
37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.
39 И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.
40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

На первый взгляд, повествование евангелиста Марка откровенно противоречиво. С одной стороны, Иисус направляется проповедовать в разные города и селения Галилеи — ибо Он ради этого и пришёл, в этом Его миссия. И тут же, после исцеления прокажённого — строгий взгляд на него и требование никому и ничего не рассказывать, почему он вдруг выздоровел. Казалось бы — разве не должны были явные чудеса работать на подтверждение мессианского достоинства Иисуса? Почему же Он отказывается от такого действенного приёма?

В Евангелии от Иоанна, в тот момент, когда активно начинает развиваться противостояние Иисусу со стороны духовных лидеров иудейства, мы услышим ответ: «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин.7:18). Соответственно, если бы Иисус искал собственного прославления среди народа — то каждое совершённое им чудо должно было быть представлено как можно бОльшему числу людей. Но Иисус не просто не ищет славы Себе — Он бежит от неё, всячески скрывая свои чудеса, не позволяя создаваться своеобразной волне славы — чтобы не оказаться её заложником.

Не сомневаюсь, каждый из нас хотя бы иногда совершает правильные поступки и даже самые настоящие добрые дела. Когда известие о нашем добром поступке становится известным окружающим, мы можем по-разному реагировать.

Первый вариант реакции — «скромничанье». «Ну что вы, да это так, случайно получилось... оно само... я даже и не ожидал!» Мы как бы отказываемся признать сам факт доброго дела — но только на словах — а на самом деле ещё сильнее раскачиваем тронувшийся с места маятник похвалы — которую так приятно снова и снова услышать.

Второй вариант реакции — прямо противоположный предыдущему. Мы говорим: «Да, это я сделал. Мне вообще нравится делать добрые дела — знаете, я в этом нахожу такую отдушину! Ведь это так правильно!» Другими словами, доброе дело в нашей системе координат — способ убедить и себя, и окружающих в нашей «правильности».

Третий вариант — игнорирование. Как только заходит разговор о нашем добром поступке, у нас включается фильтрация, срабатывают защиты — и мы тотчас переводим разговор на другую тему — давая понять окружающим, что больше об этом мы и слышать не хотим. Тем самым подчёркиваем, что наш поступок настолько важен и значим для нас — что он требует к себе совершенно иного отношения, исключительного, выделенного из ряда обыденных разговоров. Мы как бы сообщаем другим: не время и не место сейчас говорить о столь важных вещах, как мои добрые поступки!

И, наконец, четвёртый вариант — не отрицая и не умаляя самого факта доброго дела, перенаправить, переадресовать реакцию окружающих — к Господу Богу, источнику всякого блага. Но это возможно только, когда мы не находимся в состоянии хронического самообольщения, когда мы понимаем, насколько сами по себе — слабы и неустойчивы, — и если бы не явная помощь Божия, не было бы никакого доброго дела. Да, это добро прошло сквозь наши руки — тому, кому было опять-таки не нами определено — а мы здесь оказались всего лишь посредниками, проводниками, медной жилкой — по которой пробежал ток к конечному потребителю электричества. Глупо было бы и отрицать медному проводу, что он был «под напряжением» — но не менее глупо было бы и гордиться тем, что если бы не он — то и лампочка не загорелась бы.

Тот, кто ищет не собственной славы — явным образом или же закамуфлированным — а ищет славы Божией — не будет стесняться быть Его проводником в этом мире. И когда добро на самом деле совершилось — будет радоваться, что ещё один светильник добра зажёгся в мире — а не пытаться присвоить его или же игнорировать!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!