Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 1-13

01 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

02 Из них пять было мудрых и пять неразумных.

03 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

04 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

05 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

06 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

07 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

08 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

09 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;

11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 1-13 (о. Дмитрий Барицкий)
113733.p

Притча о десяти девах

Мф., 104 зач., XXV, 1-13 (о. Дмитрий Барицкий)

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Согласно древнему палестинскому обычаю, свадебные торжества начинались сразу после прибытия жениха. Это могло произойти в любое время суток, включая и ночное. До этого момента невеста со своими подружками находились в ожидании, готовясь встретить дорого гостя в любую минуту. После того, как жених приезжал, двери за ним закрывались, и никто не мог уже войти для того, чтобы принять участие в торжестве. К слову, подобный обычай проводить свадьбу описан в 19 веке английским географом и путешественником доктором Александром Финдлей. Его свидетельство об увиденном в Палестине поразительно совпадают с фабулой евангельской притчи. Итак, о чем же Господь сообщает Своим слушателям при помощи этих образов?

Очевидно, что в первую очередь этот рассказ адресована самому еврейскому народу. В Ветхом Завете Бог часто изображается как жених. Он обещает, что придет к Своему народу в образе Мессии-Помазанника, то есть Христа. И, правда, Израиль ждет Его с нетерпением, как десять дев ждут жениха. Однако притча говорит, что в его ожидании девы заснули. Причем заснули как мудрые, так и глупые. В буквально смысле бодрствовать не получилось ни у кого. Действительно, весь еврейский народ ко времени пришествия Христа словно погрузился в дремоту. Религиозная жизнь была крайне формализована. Помимо этого, были искажены представления о Мессии. Многие ожидали увидеть в Нем сильного царя, который освободит Израиль от оккупантов. А потому, чтобы распознать Его в странствующем проповеднике из Назарета, было необходимо особая интуиция, которой обладали лишь те, кто жил подлинной духовной жизнью. Те, для кого религиозность не сводилась просто к исполнению ритуальных предписаний. Это и есть то масло, которое было у мудрых и которого не хватило неразумным девам. Первые приняли Христа, вторые отвергли его и распяли на кресте.

Безусловно, эту притчу можно понимать и в более широком смысле. Она адресована каждому из нас. Все мы ждем и желаем того, чтобы Бог вошел в нашу жизнь и наполнил бы ее высоким смыслом. Каким-то образом проявил Себя в ней. Но вместе с тем, все мы в той или иной степени словно погружены в дремоту. Речь идет о суете, виновниками которой являемся отчасти мы сами, и которая часто отвлекает нас от главного. В первую очередь мы сосредоточены на решении повседневных бытовых проблем, а не на исполнении евангельских заповедей. Это и есть та причина, по которой мы чувствуем себя одинокими и опустошенными. Кто-то сравнил душу человека с глазом лягушки. Дело в том, что амфибии видят только движущиеся предметы. Так и наша душа начинает чувствовать Бога и Его благодать лишь тогда, когда совершает духовное или нравственное усилие: когда мы молимся или же исполняем заповеди Творца. Именно наша духовная жизнь — то масло, которое позволило мудрым девам разделить радость брачного пира. Более того, только тот, кто исполняет евангельские заповеди, все больше и больше начинаем ощущать, что Жених никогда и никуда не уходил. Он всегда был и есть рядом. Наша жизнь разворачивается на фоне Его постоянного присутствия. И лишь от нас самих зависит, останемся мы за воротами, в одиночестве на темной улице, или же станем полноценными участниками торжества Божественной трапезы.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!