Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 1-10. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 1-10

01 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

02 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

03 Но Он сказал им следующую притчу:

04 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

05 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

06 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

07 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

08 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

09 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Фарисеи чурались общения с людьми, которые подобно им, не исполняли всех мелких предписаний религиозного закона. Они считали их нечистыми, любой контакт с которыми неизбежно осквернял. Поэтому они и негодуют, когда видят, как Христос не только общается с такой весьма сомнительной с их точки зрения публикой, но и разделяет с ними трапезы, что всегда почиталось символом особо доверительных отношений и близости. Конечно, фарисеи верили в милосердие Бога и считали, что Он может прощать человеку грехи. Однако в их понимании для этого грешник должен был приползти к Богу на коленях и долго вымаливать прощение. В ответ на это Господь по Своей милости может и простит ему. Однако до этого момента грешник — изгой, на которого в любой момент может излиться справедливый гнев Творца. Согласитесь, такой образ мысли не является чем-то специфически фарисейским. Мыслить об отношениях Бога и человека в категориях преступления и наказания свойственно не только древним иудеям. Для многих из нас Бог — Судия. Он установил определенные правила. Человек эти правила нарушает. Следовательно, человек виновен и должен прийти к Судие и просить у Него прощения. Поэтому то, что открывает при помощи приточных образов о Боге Христос, звучит революционно не только для правоверных иудеев эпохи Спасителя, но и для современного сознания.

В Палестине стада овец принадлежали всей сельской общине. Забота о таком стаде была общим делом. Обыкновенно пасли его несколько пастухов, которые сменяли друг друга. Когда они возвращались домой, то отчитывались перед общиной о состоянии дел. Порой они рассказывали о том, что такая-то овечка пропала и кто-то из их товарищей отправился на ее поиски. Тогда вся деревня ждала доброй вести о том, что пропажа нашлась. Какая радость и благодарность слышалась в их голосах, когда они получали новость о том, что все завершилось благополучно. Ведь от этого зависело не столько благоденствие, сколько само их выживание. Поэтому можно представить себе и то, с какой ответственностью и усердием пастухи искали заблудших животных.

Эта же идея содержится в притче о потерянной драхме. Несмотря на то, что драхма — маленькая монетка, она составляла больше дневной платы поденщику. Поэтому десять драхм — довольно приличная сумма для простых людей. Но дело не только в этом. Замужние женщины носили головной убор из десяти таких монеток, которые соединялись между собой серебряной цепочкой. Это было нечто вроде обручального кольца. Такое украшение, согласно закону, у женщины не могли забрать даже за долги. Порой девушки долго копили, чтобы собрать десять монеток. Поэтому можно представить себе усердие женщины, которая ищет мелкую, но такую ценную монетку. С таким усердием можно искать обручальное кольцо.

Итак, нам очень легко представить себе, что человек ищет Бога. Христос же открывает истину о том, что Сам Бог постоянно ищет человека. То есть ежедневно создает максимально благоприятные условия для нашего покаяния, которое заключается в изменении образа мыслей и самой жизни. Этот поиск Он осуществляет с усердием пастыря, потерявшего овечку, или же невесты, обронившей обручальное кольцо. А найдя, вернув Его человека к Себе, Он радуется вместе со Своими ангелами, будто бы приобрел бесценное сокровище.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!