Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 21-30. Комментирует - евангелия от иоанна
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 21-30

Ин., VIII, 21-30 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

В 18-й главе Евангелия от Иоанна есть очень интересный эпизод, который непросто понять и объяснить. Когда воины и служители первосвященников пришли для того, чтобы взять Христа Спасителя под стражу, Он Сам вышел им навстречу и спросил, кого они ищут. Они ответили, что ищут Иисуса Назорея. В ответ Спаситель произносит простую фразу, которая привела к неожиданным последствиям. Он говорит: «Это Я». Евангелист Иоанн продолжает своё повествование и описывает происходившее в таких словах: «И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18:6). Эти люди не верили Христу и во Христа, они пришли арестовать Его, но после слов «это Я» они внезапно отступили и поклонились Ему. Никаких внешних эффектов со стороны Христа не было ни в этот раз, ни в какой-либо другой. Дел здесь тоже не было, была лишь краткая фраза. Что заставило первосвященнических делегатов упасть на землю? Ответ стоит искать в словах Христа, которые на русском языке не производят должного впечатления. Многие исследователи текста Евангелия от Иоанна видят в фразе «это Я» произнесение того самого имени Божиего, запрет на произнесение которого был дан третьей заповедью Моисея. Но это таинственное Имя произносили в рамках ветхозаветного богослужения, и люди знали, как оно звучит. Поклонение — привычная реакция на него. Христос Спаситель произносит Имя Божие применительно к Самому Себе неоднократно. Мы видим, что оно звучит и в сегодняшнем евангельском чтении: «если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших». «От начала Сущий» — по своему смыслу тоже очень близко к Имени Божиему. Христос прямо говорит о Своём происхождении, о том, что Он «от вышних», а «не от сего мира». Несмотря на всю прямоту и ясность Его выражений, Он остаётся непонятым, Его слушателей отделяет не культурный или языковой барьер. Их отделяет что-то иное. Из дальнейшего евангельского повествования становится ясно, что это «иное» — внутреннее рабство слушателей, их несвобода, в которую они сами себя ввергли своими грехами и своей неправдой перед Богом и людьми. Собственно, потеря свободы и, как следствие, способности понимать Бога — это первейшее и самое опасное следствие любого греха, именно поэтому здравомыслящий человек должен всеми своими силами стараться уклоняться не только от совершения чего-либо дурного, но даже и от дурных мыслей. Ведь свободу потерять легко, но вернуть её зачастую оказывается невозможно.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!