Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 21-30

В 18-й главе Евангелия от Иоанна есть очень интересный эпизод, который непросто понять и объяснить. Когда воины и служители первосвященников пришли для того, чтобы взять Христа Спасителя под стражу, Он Сам вышел им навстречу и спросил, кого они ищут. Они ответили, что ищут Иисуса Назорея. В ответ Спаситель произносит простую фразу, которая привела к неожиданным последствиям. Он говорит: «Это Я». Евангелист Иоанн продолжает своё повествование и описывает происходившее в таких словах: «И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18:6). Эти люди не верили Христу и во Христа, они пришли арестовать Его, но после слов «это Я» они внезапно отступили и поклонились Ему. Никаких внешних эффектов со стороны Христа не было ни в этот раз, ни в какой-либо другой. Дел здесь тоже не было, была лишь краткая фраза. Что заставило первосвященнических делегатов упасть на землю? Ответ стоит искать в словах Христа, которые на русском языке не производят должного впечатления. Многие исследователи текста Евангелия от Иоанна видят в фразе «это Я» произнесение того самого имени Божиего, запрет на произнесение которого был дан третьей заповедью Моисея. Но это таинственное Имя произносили в рамках ветхозаветного богослужения, и люди знали, как оно звучит. Поклонение — привычная реакция на него. Христос Спаситель произносит Имя Божие применительно к Самому Себе неоднократно. Мы видим, что оно звучит и в сегодняшнем евангельском чтении: «если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших». «От начала Сущий» — по своему смыслу тоже очень близко к Имени Божиему. Христос прямо говорит о Своём происхождении, о том, что Он «от вышних», а «не от сего мира». Несмотря на всю прямоту и ясность Его выражений, Он остаётся непонятым, Его слушателей отделяет не культурный или языковой барьер. Их отделяет что-то иное. Из дальнейшего евангельского повествования становится ясно, что это «иное» — внутреннее рабство слушателей, их несвобода, в которую они сами себя ввергли своими грехами и своей неправдой перед Богом и людьми. Собственно, потеря свободы и, как следствие, способности понимать Бога — это первейшее и самое опасное следствие любого греха, именно поэтому здравомыслящий человек должен всеми своими силами стараться уклоняться не только от совершения чего-либо дурного, но даже и от дурных мыслей. Ведь свободу потерять легко, но вернуть её зачастую оказывается невозможно.