Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 31-35

Евангелие прекрасно ещё и тем, что у него существует бесконечное количество прочтений. Есть в нем безусловные константы, это то, что касается нравственности. Они понятны и без всякого дополнительного разъяснения. А есть то, что допускает одновременное существование множества вариантов понимания. Сегодняшнее евангельское чтение имеет очевидный общий смысл: фарисеи советуют Христу удалиться из пределов Ирода Антипы, ответ Спасителя сводится к тому, что Он скоро пострадает и произойдёт это в Иерусалиме. С этим никто не спорит, здесь нет каких-то других вариантов понимания. Варианты начинаются на другом уровне. Фарисеи пришли сами и лишь прикрывались именем Ирода? Или же они говорили правду? Кого и почему Христос называет лисицей? Собственно, возможны два варианта ответа и оба они в равной мере представлены толкователями. Одни склоняются к доверию к словам фарисеев и видят за всем этим Ирода, который действительно опасался усиливающегося влияния Христа на народ и боялся за собственные позиции. При таком прочтении хитрая лисица — это Ирод Антипа. Другие же толкователя говорят, что фарисеи вели свою игру и лишь прикрывались именем Ирода, что под видом дружеского совета они пытались заставить Христа уйти из этой области Израиля, чтобы у них самих не было лишних проблем и головной боли. Очевидно, что здесь лисица — это фарисейское лукавство. У обеих этих точек зрения есть свои аргументы, они вполне убедительны.
Нечто подобное происходит и в размышлениях о сроках проповеди Христа Спасителя: «се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима». Кто-то говорит, что этими словами Христос указывает на крайне малое время Его проповеди. Таково мнение, к примеру, Евфимия Зигабена: «„сегодня и завтра“ хотя и представляется перечислением дней, но намекает на краткость времени. Ведь обычно, когда хотят указать малое время, говорят: „сегодня и завтра“». Другой же авторитетный толкователь — блаженный Феофилакт Болгарский, — основываясь на тех же самых словах, делает противоположный вывод: «Слова „сегодня и завтра“ означают большое число дней. Как мы в обычной беседе обыкновенно говорим: сегодня и завтра будет то-то, однако ж, вовсе не ограничиваем сего дела таким расстоянием». Церковь без оговорок принимает оба эти прочтения, она позволяет свободу интерпретации евангельского текста и не догматизирует то или иное прочтение. В конечном счёте, это детали, они важны, но они не влияют на суть, которая в том, что есть мера долготерпения Божия, оно не бесконечно, рано или поздно оно подходит к концу и Христовы слова «се, оставляется дом ваш пуст» несмотря на то, что они сказаны по совершенно конкретному историческому поводу, рискуют быть отнесены к каждому из нас.