Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В притче, которую мы только что услышали, Господь предлагает нам два образа — образ фарисея и мытаря.

Кто такие были фарисеи? Это были хранители религиозного закона, борцы за веру. Благодаря им в свое время ни персидский зороастризм, ни греческое язычество не смогли ассимилировать веру в Единого Бога. Ко всему этому фарисеи были весьма благочестивы. За свою непоколебимость в соблюдении предписаний законодательства Моисея они пользовались почетом и уважением среди своих единоплеменников. Наконец, они были учителями народа. Людьми мудрыми, рассудительными, хорошо знающими древние предания. Иными словами, они были те, кто во все времена, во всяком месте является столпами традиционного уклада жизни, гарантами духовной стабильности и здоровья общества.

Давайте теперь обратимся к образу мытаря. Кто такие мытари? Это не просто сборщики налогов. Это евреи, которые собирали налог в пользу Рима, под властью которого находилась в то время Палестина. Иными словами, это были пособники оккупантов, которые обирали своих же собратьев. Предатели. Очевидно, что на такой шаг их часто толкала корысть, жажда наживы, да и просто подлость натуры.

Итак, наш фарисей отнюдь не отрицательный персонаж, каким мы его часто пытаемся себе представить. Совсем не обязательно видеть в его молитве следы бахвальства, тщеславия и превозношения над мытарем и другими грешниками. Он искренне благодарит Бога за то, что Тот оградил его от очень тяжких грехов, таких как блуд, разбой, предательство. Ведь и мы точно так благодарим Бога, проходя мимо тех, кто оказался на социальном дне, опустился до состояния, когда человек уже теряет всякий человеческий облик. «Спасибо тебе, Господи, что я не на их месте и у меня в жизни все относительно хорошо». Фарисей искренне благодарит Бога за то, что у него есть возможность Ему послужить: как положено поститься и поддерживать богослужения в храме установленной суммой денег. Согласитесь, дело не маловажное. И мы также часто говорим Богу спасибо за то, что приходим в Церковь и принимаем участие в таинствах. И ведь посмотрите, Христос не осуждает фарисея. Он выходит из храма оправданным.

И все же мытарь оправдывается в большей степени. Оправдывается единственно за то, что молится Богу в особом состоянии, которое называется сердечным сокрушением. Молится с болью в сердце за свое несовершенство и греховность.

Итак, эта притча указывает на важный духовный закон. Бог, безусловно, наградит тебя, если ты нравственно безупречен, если ты исполняешь Его заповеди, ходишь в храм, имеешь крепкую семью и уважение в обществе за свою добродетельную жизнь. Однако не это окончательный критерий подлинной праведности. Ведь зачастую наша чистота, наша нравственная безупречность и порядочность, зависят от обстоятельств, воспитания, образования, личного темперамента, тех перипетий, которые может быть выпали на нашу долю. Подлинная праведность начинается с сокрушения сердца, покаянного настроения и ощущения своего несовершенства перед Творцом. Именно это состояние способно привлечь к нам внимание Бога, в каком бы мерзком и скверном болоте мы не находились. Именно оно способно спасти даже тех, у кого совсем никаких надежд на спасения не осталось.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!