Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 14-23

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Перед нами — ещё один конфликт, в который оказываются вовлечены ученики Христа. Слава о новоявленном Мессии привлекает всё большее число жаждущих решить свои проблемы — но в случае с отцом больного юноши происходит осечка. Ученики оказываются бессильны помочь — и это вызывает недоумение, даже возмущение со стороны отца. Вопрос, который висит в воздухе, не особо приятен для слуха: Господи! Почему Твои ученики такие слабые? Чему Ты их учишь?...

К кому именно относится ответная реплика Иисуса — «о, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» — открытый вопрос для истолкователей. Кто-то видит здесь весь еврейский народ, так и не распознавший Мессию в лице Христа, кто-то увидел в этих словах обращение к самим же ученикам, а для некоторых адресатом реплики является сам отец бесноватого отрока. Но сути дела это не меняет: самое главное сказано позже, уже после исцеления и недоуменного вопроса учеников: а мы-то почему не справились?

Итак, центр всего повествования — вера как проблема. Для Самого Иисуса вера — никакая не проблема. Он весь в ней, Он живёт Ей — потому и может и по водам ходить, как по суху, и пятью хлебами накормить пятитысячную толпу голодных слушателей — и четверодневного Лазаря воскресить из мёртвых. Была бы нужда — и горы бы передвинул. Но для учеников — а, значит, и для нас с вами — вера — это проблема. Проблема не в том смысле, что от неё надо поскорее избавиться, а проблема как вызов, который нельзя игнорировать, не замечать, как будто бы ничего и нет.

Но любой «вызов» нас куда-то зовёт. Другими словами, когда тебя позвали — ты уже не можешь сказать, что де мол «не расслышал», «недопонял», или «подзабыл». Тебя позвали — и дальше — уже только твоя воля, твоя решимость определяют то, что будет происходить дальше. Отвернуться — это ведь тоже решение. Тоже выбор. Тоже позиция. Любая ситуация в нашей жизни, которую нельзя игнорировать — это всегда вызов нашей вере. Не в плане «проверки», а есть ли она у нас вообще, а именно как тренировка, ещё одно упражнение в накачивании душевного мускула веры.

Какой же самый работающий инструментарий в этом важном духовном упражнении? Он указан Самим Христом: молитва и пост. Молитва не как не имеющее пределов бесконечное выпрашивание себе у всемогущего Бога различных милостей — а как благодарное сыновнее предстояние перед Любящим и Любимым Отцом — с сердцем, готовым слушаться своего Родителя. Пост — как состояние собранности, нерастерянности, целостности — при котором разгоревшаяся в сердце искра веры способна поднять в небо тяжеловесный корабль нашей души.

Помоги же нам, Господи, особенно в минуты душевного смущения или уныния помнить: в наших руках всегда — молитва и пост, которые отлично справляются с любыми демонами!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!