Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 10-20. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 10-20

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В сегодняшнем чтении Христос Спаситель раскрывает нам несколько краеугольных моментов межличностных отношений, очень важных для жизни всякого христианина. С разных сторон Иисус касается одного и того же вопроса: как быть, когда кто-то из окружающих поступает греховно, неправильно? В системе координат ветхозаветного закона этот вопрос решался достаточно просто: есть закон, если есть факт его нарушения — преступник подлежит обязательному наказанию. Других вариантов не существует. Не отменяя этот ветхозаветный подход, и не отрицая сам принцип Божественной справедливости, Христос предлагает подняться над юридическими подходами и посмотреть на ситуацию сверху, как бы с позиции Самого Небесного Отца, Господа Бога. Для Него одинаково дорог и любим и тот, кто грешит, и тот, кто ведёт праведную жизнь. Но грешащий — словно потерявшаяся овца — сам себя помещает в экстремальные условия, балансируя на грани между жизнью и смертью. Именно ему в первую очередь и требуется внимание со стороны заботливого Пастыря — чтобы вернуть заблудшую овцу в стадо.

Но как часто мы буквально выискиваем, за что бы осудить другого человека! Вот не понравился нам кто-то — причем мы сами зачастую не понимаем, почему именно — и уже наш взгляд смотрит с предубеждением. Христос сегодня призывает нас не только решительно отказаться от любой предвзятости, но и поставить главной целью не «обличение» другого в том или ином грехе, но «приобретение» человека, «перевод» его из категории «подсудимых» в категорию «друзей».

Но как же это сложно осуществить на практике! Куда проще осудить, вынести приговор, умыть руки — и забыть. А ещё лучше, добавив про себя: да, я так и знал, что этот человек — нехороший. «И снова я оказался прав!» Но когда мы привыкаем относиться к другим именно таким образом, постепенно большая часть окружающих нас людей может оказаться «плохими»: ведь у каждого можно выискать, за что осудить — было бы только желание! Смысл именно христианского отношения — в стремлении суметь увидеть сквозь грех и вину другого — его боль и беду. И не осудить — а помочь выбраться, поддержать, вдохновить. И тот, кто преуспевает в таком милостивном отношении к ближним — поистине достоин быть названым «сыном Божиим».

Иисус Христос входит в жизнь этого мира с потрясающим утверждением: Богу необычайно важно то, что происходит между нами, людьми. Нигде, ни в одной древней или современной религии, кроме христианства, мы не встретим, чтобы Бог столь щепетильно входил в тонкости наших межличностных отношений и столь заботился, чтобы люди жили в мире, простоте, доверии и любви друг ко другу. Где — масштаб Господа Бога, Творца всего сущего, и где — масштаб человека? Но Христос снова и снова повторяет: да, именно в отношениях между вами определяется ваша судьба и вечная участь. Да, это не просто «ну я там не сдержался», или «я всего лишь наорала на него, сколько же можно терпеть!» Всё это — смертоносные снаряды, разрушающие наши души и блокирующие саму способность к любви. И об этом же — слова Спасителя о том, что когда между людьми есть единодушие — особенно в молитве — то это — главная гарантия того, что просьба будет услышана и исполнена. Заметим: здесь не идёт речь о каких-то жертвах, особых таинственных ритуалах, тяжёлых подвигах — обо всём том, что мы нередко полагаем «условием» исполнения наших молитв. Для Бога главное — совершенно другое: наше единство, наша внутренняя сплочённость, наше дружелюбие. И там, где это есть — это и есть Церковь. И именно там всегда пребывает Христос, отражаясь в сердце каждого.

Помоги же нам, Господи, всегда помнить о том, что Ты смотришь на нас глазами окружающих нас людей!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!