Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32 (прот. Павел Великанов)
Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son

«Возвращение блудного сына», Рембрандт (ок. 1666-69, Эрмитаж)

Лк., XV, 11-32 (прот. Павел Великанов)

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожка'ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча о блудном сыне неспроста избрана как главная тема одной из подготовительных недель перед Великим Постом. В этой трогательной истории, словно в небольшой капле воды, отражается всё содержание Евангелия. Давайте попробуем несколько внимательнее всмотреться в этот рассказ.

Жизнь в семье течёт своим чередом, пока вдруг младшему сыну не приходит на ум затребовать от родителя ту часть имения, которая должна была бы достаться ему после смерти отца. В общем-то, ситуация неслыханная. Отец ещё жив, и, вроде как, совсем не при смерти — но младший сынок наглым образом не просто просит о какой-то материальной помощи — он требует отдать ему целое состояние. Основание — только одно: я же твой сын!

Дальше происходит нечто невообразимое для патриархальной семьи. Отец, вместо того, чтобы указать сыну на его место и урезонить зарвавшегося юнца, вдруг неожиданно соглашается. Последующая история не оставляет нам ни одного шанса предположить, что отец не любил младшего ребёнка и хотел от него побыстрее избавиться. Напротив: отец прекрасно понимает, что нажитые его трудом средства будут потрачены впустую. Младший сын не имел никакого опыта управления хозяйством, да, похоже, он и не собирался использовать средства по назначению. Он хотел «пожить красиво» — а дальше — будь что будет! Позиция инфантильная, безответственная. У слушателей такое поведение отца должно было бы вызвать негодование: это же просто безумие — отдавать плоды многолетних трудов в руки юного глупца, чтобы он их спустил в блуде и пьянстве!

Первый, очень хлёсткий смысловой удар для слушателей — отец разрешает сыну быть плохим. Он не уговаривает его остаться, он не увещевает его быть бережливым и не тратить деньги впустую, он не взывает к его совести, чтобы он остался в семье — он разрешает сыну пойти тем путём, которым тот желает. По одной причине: сын уже вырос, и отец его уважает, как самостоятельного, взрослого и ответственного человека. Которого отец будет любить, несмотря ни на что. Даже в ситуации, когда сын его бросает — и даже не пытается хоть как-то смягчить горечь от такого подлого поступка. Сердце отца очень болит — возможно, он видит своего сына последний раз в жизни. Но при этом — он отдаёт ему наследство и отпускает с миром.

Второй, не менее сильный удар — ситуация с возвращением сына после позорной растраты и балансирования на грани выживания. Даже пройдя через унижения нищетой и голодом, блудный сын продолжает думать только о себе самом. Его волнует пустое брюхо, и снова он идёт к отцу не для того, чтобы просить прощения — а чтобы поудобнее устроиться. Он уже не считает себя сыном — его вполне устраивает участь наёмника. От высокого звания сына остались одни лохмотья. Он даже не надеется на возможность быть прощёным — ему куда важнее с голоду не помереть. Отец — снова всего лишь инструмент. Бесстрашная наглость и эгоизм сына — зашкаливают.

И третий, последний, разворачивающий сознание удар — это встреча с отцом. Ни слова претензии. Ни укора. Никакого осуждающего взгляда, кричащего о той боли, которая изматывала сердце отца всё время, пока сын гулял в чужих краях. Отец, словно маленький ребёнок, отбросив в сторону всю свою родительскую честь и достоинство, бежит ему навстречу, бросается на шею, обнимает, целует этого провонявшего свиным хлевом негодяя — потому что он всё равно его бесконечно любит. Он — жив, он — снова с нами, в семье, и это — самое главное! Всё остальное — значения не имеет.

Нетрудно догадаться, что отец в этой притче — это Бог, а блудный сын — это мы, люди. Да, наш Бог именно так нас и любит — как отец, с бесконечным уважением, разрешая нам быть плохими, если мы этого очень хотим. Но наша «худость», греховность — какой бы омерзительной и непростительной ни была бы в наших глазах — для Него никогда не бывает препятствием в Его любви. Бог нас любит — просто любит — а не собирается «использовать» для тех или иных целей, хоть высоких, хоть — не очень. И даже когда Он чётко видит, что мы-то к Нему относимся вполне потребительски — Он не обижается на нас, а всё равно любит. Слушает. Выполняет просьбы. Посылает неожиданные утешения. Устраивает нам праздники без всякой на то явной причины. И хочет Он от нас только одного: чтобы мы снова поверили в своё сыновство. В то, что у каждого из нас есть свой Родной Дом. Где нас так давно ждут. Где нас безусловно любят. Где никто не держит за пазухой длинный список наших грехов и предательств. Где нам бросаются на встречу со слезами радости — лишь только мы переступаем порог. Но вместо нас этот порог переступить никто не может.

Как же важно суметь придти в себя и найти последние силы, чтобы повернуться к Богу и сделать всего лишь первый шаг Ему навстречу!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!