Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-29
18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
Что такое Царство Божие, какое оно? В первую очередь речь идет о духовной реальности, а потому представить его себе крайне сложно. По этой причине Христос зачастую говорит о нем при помощи образов. Вот и сегодня Он сравнил его с горчичным зерном и закваской. Откуда такое сравнение? Несмотря на то, что оба предмета имеют маленький размер и кажутся незначительными, результат их активности поражает: из горчичного зернышка вырастает дерево от двух до двух с половиной метров высотой; а кусочек закваски квасит любой объем теста. Именно так, незаметно, развивается в человеке Царство Божие. Оно западает в его сердце в виде случайно услышанного слова, ситуации, образа, незаметно прорастает, развивается и со временем подобно пламени охватывает все человеческое существо.
Но не только об этом здесь идет речь. Чудесное изменение зерна в дерево, а закваски в тесто очень напоминает процесс умирания. Если зерно не умрет, не распадется на части, оно не принесет плода. То же можно сказать и о закваске, ведь брожение — это также процесс гниения, разложения. Другими словами, и в первом и во втором случае речь идет о существенной трансформации. Пламя Царства Божия, которое постепенно развивается в человеке, в итоге кардинально изменяет, преображает его. В нем сгорает все ветхое, ненужное, бренное.
Наконец, Христос предлагает еще один образ. Отвечая на чей-то вопрос, Он предупреждает, что процесс прорастания в человеческом сердце Царства Божия не такой уж и безболезненный. Он подобен тому, как если бы мы пытались протиснуться через узкие ворота. Вспомните змею: для того, чтобы сбросить старую кожу, она проползает между двумя камнями, которые сильно сжимают ее. Процедура далеко не из приятных и явно доставляет страдания. Поэтому Господь и говорит: «подвизайтесь, войти сквозь тесные врата». В греческом оригинале слово «подвизайтесь» является однокоренным слову «агония», «сильная борьба». То есть процесс вхождения в Царство Божие — это борьба с самим собой, агония души, ее болезненное обновление: отказ от страстей, дурных наклонностей и привычек, которые превратились в такие родные и любимые черты нашего характера.
Подобным путем Христос призывает идти и нас. А потому Он предупреждает своих слушателей: мало есть и пить перед Моим лицом, мало слушать то, что Я говорил на улицах. Другими словами: мало родиться в христианской стране, называться христианином и исполнять христианские обряды. Твоя душа ежедневно и ежечасно слой за слоем как та змея должна сбрасывать с себя кожу ветхого человека. Только так однажды Царство Божие сможет прорасти в твоем сердце, а ты вместе с другими праведниками, станешь участником Божественной трапезы.