Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 34-41

34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36 Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается со слов Христа, в которых Он раскрывает принцип истинной праведности. Суть его в том, что от того, каков будет взгляд человека на мир, зависит и все его духовное состояние. Слово, которым Христос описывает око праведника, очень редкое и встречается в Новом Завете только в этой фразе. Оно означает простоту, искренность, здравость и чистоту. Все вместе взятые, эти признаки явно возвращают человека к состоянию первозданному, к подлинной и верной оценке событий и действий, которая может быть дана только здоровой совестью... Совестью, которая не искажена страстями, не лукавит и не воспринимает мир предвзято... Совестью, которая на все смотрит по Божьему, потому что просвещена Духом Святым. Человек, который смотрит на мир таким взглядом не заражается его неправдой и нечистотой, но видит его таким, каким Его задумал Бог.

Если же, напротив, его представления о мире, о добре и зле, о правильном и неправильном, осквернены грехом, если взгляд его лукав и недобр, весь мир и его собственная жизнь окажутся полны неправды.

И чем чище оказывается око — тем более светлой оказывается вся жизнь человека. Кроме того, Евангелист Лука, единственный, кто сохраняет одну очень важную деталь: если мы искореним зло окончательно, если не оставим в теле ни одной темной части, оно будет не просто чистым, но будет освящено сиянием.

Кажется такие простые слова... такие понятные... Но что они такое, как не суд над всей нашей жизнью, нашей верой, нравственностью, церковностью... При всей своей простоте, они так однозначны и безапелляционны... что практически не оставляют нам шансов.

С чего начинается приход в Церковь человека, который искренне поверил в Бога? С изменения жизни, с того, что он все подвергает переоценке, все старается рассмотреть в свете Евангелия, в свете Христовой правды. Но так ли просто сделать то, что умещается в этих простых и понятных словах? Конечно же нет. Кому не знакомы муки человека, который поверил в Христа и почувствовал в сердце Его призыв, но не способен расстаться с сомнительной работой, не вполне законными отношениями, с привычкой помнить обиды, с разного рода суевериями и многим другим...

Мы приходим ко Христу, стараемся начать новую жизнь, но редко бываем совершенно честны с собой... Пересмотрев практически все, мы говорим себе по поводу тех или иных явлений: «Прости, Господи, здесь я, пожалуй, еще не могу поступить по-христиански»! Или даже так: «Значит я плохой христианин..., пусть так, но иначе я поступить не могу». Казалось бы, ничего особенного, один вопрос, одна тема, одна ситуация... но зло и двойные стандарты проникают в душу и поселяются в ней на долго, искажая и замутняя око нашей души.

Услышав эти слова Христа, один из фарисеев приглашает Его к себе. Сложно судить об этом однозначно, но вполне вероятно, что он, этот фарисей, ощущал себя подлинным праведником. Выходит, что один приличный человек, приглашает другого приличного человека... для возвышенной беседы.

Но Христос — воплощенный Бог — и Он приходит в мир не для того, чтобы вести приличные беседы в компании записных праведников... Вместо прямого обличения, Он попросту нарушает этикет, не умывает рук перед обедом, чем вызывает явное смущение хозяина. Сегодня это могло бы показаться чем-то незначительным, но для иудеев омовение рук было исполнением заповеди. Оно сопровождалось молитвой и воспринималось как религиозное действие. И вот, почувствовав укор со стороны хозяина, к которому Он заглянул, Христос говорит ему, что за внешней стороной жизни следить легко, а за внутренней трудно. Внешнее — ограничивается действием, внутреннее — говорит о состоянии. Учитывая, что действие совершается исходя из состояния, оно оказывается важнее. Следя за внешней чистотой рук, фарисеи упускали из вида нравственную жизнь, которая и является свидетельством истинной чистоты.

Обращаясь к хозяину дома, Христос говорит ему: хочешь быть по-настоящему чист — подавай милостыню и все у тебя будет чисто.

Конечно, религиозный тип, который представляли из себя фарисеи существовал всегда и существует до сих пор. Нам значительно проще совершать ритуальные действия, чем вести нравственную жизнь. Мы стремимся к чистоте жизни, но Спаситель напоминает нам, что главное — чистота любящего и милостивого сердца.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!