Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15

01 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

02 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

03 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

04 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

05 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

06 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

07 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

08 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

09 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Исцеление расслабленного Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15 (прот. Павел Великанов)
Исцеление расслабленного

Исцеление расслабленного

Ин., V, 1-15 (прот. Павел Великанов)

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодняшнее чтение драматично и глубоко. Драматично — потому что показывает, насколько велик был разрыв в сознании иудеев между верностью религиозной системе и добросердечным отношением к ближнему. Глубоко — потому что очень ярко показывает, что именно приносит Воплотившийся Бог на землю.

Итак, перед нами толпа страждущих тяжёлыми, неисцелимыми болезнями. Народ знает, что иногда, временами, почему и когда — никому не известно, — в Овечьей купели происходит бурление, или возмущение воды. Кому посчастливится первым в этот момент окунуться — выйдет из неё исцелённым. Перед нами — напряжённейшее ожидание со стороны народа. Жёсткая, если не сказать — жестокая конкурентная борьба за то, чтобы оказаться первым. Нетрудно предположить, что происходило, когда вода только-только начинала подавать первые признаки этого «возмущения», и сколько раз оказывалось, что это — всего лишь ветер подул или была какая-то другая, вполне естественная, причина. Волны предвкушения чуда — и очередного разочарования сменяют друг друга. Надо быть постоянно начеку, чтобы случайно не пропустить момент. Но невозможно быть всё время в напряжении — и не придти в изнеможение.

Со стороны может показаться, что вся ситуация — какая-то нездоровая. Словно кто-то там, наверху, дразнит этих жалких людишек — и там, наверху, доставляет удовольствие наблюдать, как они мучаются, надеются, расстраиваются и отчаиваются. Но, как это ни прозвучит странно, такая странная ситуация в целом всех устраивает. Люди вполне привыкли, что тот Бог, в Которого они веруют, именно такой. Жёсткий. Директивный. Категоричный. Неуступчивый. Непредсказуемый. Всесильный и властный. Он — хоть и может, но почему-то не хочет, чтобы исцелений было много, чтобы хотя бы два, три, пять или десять человек после возмущения воды становились здоровыми. Нет: только первый. И вокруг этого выстраиваются в сознании людей различные объяснения и оправдания, почему всё происходит именно так, а не иначе. Люди давно смирились с тем, что их Бог — да, Он именно такой. Другого не дано.

Но тут появляется Иисус. И как всегда — в самый неподходящий день — в субботу. Он почему-то обращает внимание на никому не интересного человека, который уже 38 лет надеется на чудо исцеления — но всем — не до него. Спаситель задаёт ему очень странный вопрос: хочет ли он выздороветь? И в этом вопросе — вся интрига.

Несчастный в своём ответе оправдывает сложившуюся ситуацию. Его ответ звучит явным укором другим людям: никто не хочет обо мне позаботиться, меня пожалеть, и первым погрузить в воду. «Я хочу, но...» Так вот, рядом со Христом — никаких «но!» Если на самом деле хочешь — давай, вставай, бери свою подстилку и иди отсюда.

Близость Бога, которая проявляется в сегодняшнем чуде, буквально переворачивает сознание. В лице Иисуса Христа Бог входит в мир как «свой», близкий, родной — человек. Не какая-то неведомая, необъяснимая, непонятная сила — от которой ещё непонятно, что можно ожидать. А как Тот, с Кем можно разговаривать, как с нормальным человеком. Кого можно видеть своими глазами. Слышать. Осязать. Бог, оказывается, не где-то там — Он здесь и сейчас, рядом. И Он — значительно лучше, чем вы привыкли о Нём думать.

Помоги же нам, Господи, стараться сохранять подольше в душе эту пасхальную радость от Твоей близости к нам — и не давать помыслам маловерия захватывать душу!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!