Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Мы слышали замечательную притчу о работниках виноградника. В основе сюжета — обычная для Палестины ситуация, когда хозяин нанимает работников в период, когда идёт сбор урожая и собственных ресурсов может не хватать. Образ виноградника был прекрасно знаком слушателям — потому что евреи любили называть себя «виноградником Божиим» — тем самым подчёркивая свою исключительность по сравнению с другими народами. Хозяин — это Бог, Который призывает потрудиться в Свой виноградник разных людей, причём в разное время.

Проблема возникает в момент оплаты. Те, кто работали целый день, перенесли жару и сильно устали, предполагают, что получат гораздо больше, нежели чем трудившиеся всего лишь один час. Однако этого не происходит, и все получают одинаковое вознаграждение. С точки зрения хозяина, это его право решать, сколько заплатить — и он нисколько не погрешает против работников, поскольку выплачивает им сумму, изначально оговорённую. Но им хочется получить больше вовсе не потому, что они получили мало — здесь действует нечто иное. Что именно?
Для ответа давайте представим, если бы всё произошло именно так, как и думали про себя работники. Те, кто пришли раньше и работали целый день, получили в несколько раз больше, чем проработавшие всего лишь час. И что дальше? Теперь у работавших весь день есть все основания почувствовать себя эдакими «везунчиками» — ведь им повезло дважды: их с самого утра взяли на работу и заплатили в итоге гораздо больше, чем договаривались. Причём заплатили не потому, что они сделали больше, чем требовалось — а потому, что появились эти неприкаянные, и хозяин решил им заплатить полную сумму! То есть, по логике первых работников, оказав милость, хозяин неизбежно становится заложником собственной доброты — и обязан заплатить больше! Вот что им хочется ощутить — иррациональную уверенность в своём превосходстве над теми, кто работал лишь один час! Им жизненно необходим рядом неудачник, на фоне которого они бы ощущали себя успешными!

А тут хозяин одним мановением лишает их такой возможности! Они-то работали с предвкушением, как посмотрят на других, справедливо получающих свои копейки — и тут такое расстройство! Вместо радости — обида: какое право имел этот хозяин оказать милость тем, кто так мало потрудился? Ещё раз заметим: они расстроены не из-за недостаточной оплаты — а по причине режущей их глаз доброты хозяина! Окажись они на его месте — никогда бы так не поступили!

Через эту притчу Христос Спаситель вскрывает давний гнойник иудейских представлений о Боге. Они хотели бы видеть Бога не особо-то отличающимся от них самих. Так же, как невеждам противно сидеть рядом с интеллектуалом — он одним своим видом «давит» на них. Или, например, в классе, где норма — распущенное поведение, скромная и целомудренная девочка неизбежно станет предметом издевательств и насмешек. Греховность человека находит своё проявление и в том, что мы не хотим, чтобы рядом с нами был кто-то, существенно превосходящий нас в чем бы то ни было — мы тотчас сжимаемся, съёживаемся, ощущаем своё несовершенство. Об этом — укор хозяина в притче: «или твой глаз дурной от того, что я — добрый?»

Вот почему очень важно наблюдать за тем, что именно нас выводит из себя, раздражает, смущает. Всё это — всего лишь индикаторы, указывающие на ту грязь, тот грех, который сидит где-то в глубинах нашей души — и надо приложить усилия, чтобы его увидеть, извлечь — и научиться быть счастливыми не на фоне остальных неудачников, а только потому, что обещанная Богом милость уже крепко зажата в нашем кулаке!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!