Мф., 4 зач., II, 13-23 (о. Стефан Домусчи)
13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Иногда люди задают вопрос, может ли существовать Бог, если в мире есть страдания? Или формулируют тот же вопрос в личной форме: Где же был Бог, когда я страдал? Когда страдали невинные люди? Дети... И если у богословов есть теоретические ответы, они далеко не всегда удовлетворяли самих страдальцев. Вопросы остаются.
На самом деле, хотя мы редко об этом задумываемся, такой вопрос острее других звучит именно в христианстве. Потому что именно оно утверждает, что Бог благ и может все. Но если может, почему же мы страдаем? Может и нет Его, раз Он не отвечает?
В библейской истории ответы на эти вопросы, конечно, могли быть самые разные. Адаму было сказано, что он сам навлек на себя эту беду, Ной видел страдания тех, чьи мысли были злы во всякое время, Моисей чуть не стал жертвой жестокого фараона и выжил только потому, что его мать спрятала его и, доверившись Богу, пустила плыть по реке, в которой его и нашла царская дочь. В ветхом завете народ божий много страдает, но при всем этом, многие люди оставались верующими и старались жить по заповедям.
И вот сегодня, мы слышим чтение, в котором так же сталкиваемся с человеческим горем. Рахиль, символизирующая всех иудейских женщин, чьи дети тогда погибли, плачет о своих детях и не хочет утешиться, ибо их нет. Вот снова с новой силой, сострадая Рахили, мы задаемся вопросом: почему погибли эти дети? И как это связано с рождением Христа?
Исторический контекст прост. Рождается младенец Христос и вместе с ним в это же время рождаются другие младенцы. Волхвы на востоке, люди наблюдающие за звездами, видят новую звезду и интерпретируют ее появление как весть о рождении Царя Иудейского, которому они желают поклониться. Для этого они идут далеко на запад, в Палестину и пока приходят к Ироду, проходит какое-то время. Именно поэтому, чтобы уж точно не промахнуться, Ирод приказывает убить большое количество младенцев от двух лет и младше. Но почему это так? Почему пришествие Бога в мир сопровождается такими ужасными обстоятельствами?
Возможно ли, чтобы эта страшная безвинная и абсурдная смерть младенцев, с которой начинается пришествие Христа в мир является как бы выражением всей неправды мира, всего зла, с которым Бог пришел сразиться? Смерть не просто присутствует в мире, она в нем господствует. И смерть этих младенцев является средоточием той боли, того абсурда, которые есть в мире. И вот младенец Христос из этой боли, из этого абсурда изымается, и святое семейство скрывается в Египте. Но что же здесь героического? Как же можно было оставить младенцев умирать и изъять при этом из неё Божьего Сына? Но в том-то и дело, что Христос пришел не просто разделить с человеком Его боль и его страдания, Он пришел, чтобы победить их. В детстве Он был очень близок к этим младенцам, но избежал смерти. Избежал для того, чтобы вернуться к ней по-настоящему. И это значит, что на вопрос о смерти у Бога есть свой ответ. И ответ этот есть сам Христос, родившийся в Вифлеемской пещере, умерший и в третий день воскресший.