* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 42-50

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,

44 где червь их не умирает и огонь не угасает.

45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,

46 где червь их не умирает и огонь не угасает.

47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,

48 где червь их не умирает и огонь не угасает.

49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 1

01 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 42-50, Глава 10, стих 1 (о. Дмитрий Барицкий)
438px-Mosaikikon_Bode_Berlin_2

Мозаичная икона Спасителя. 1100—1150 гг., Берлинский музей Боде.

Мк., IX, 42 - X, 1 (о. Дмитрий Барицкий).

Глава 9.

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Глава 10.

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который мы только что услышали, Спаситель говорит о разного рода соблазнах, которым может подвергнуться человек в этой жизни. По сути, речь идет о том, что в христианской традиции называется греховным или же нечистым помыслом.

Согласно словам Христа, такой помысел не появляется в душе человека из ниоткуда. Зачастую он проникает в нашу душу извне. Через наши глаза, наш слух, обоняния и т.д. Укоренившись в душе, даже самый незначительный помысел, развивается и ведет себя словно смертельный вирус. Его деструктивное действие таково, что во многом превосходит все мыслимые телесные недуги. Для того, чтобы показать степень это вреда Спаситель и произносит такие странные слова о разного рода увечьях. Это ни что иное, как образное выражение, суть которого подчеркнуть важную мысль: лучше не видеть, быть лишенным свободного передвижения и действия, но сохранить сердечную чистоту. Ведь бессмертная душа намного важнее временного тела.

И все же соблазна избежать весьма сложно. Не случайно в другом месте Евангелия Господь говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам». Они проникают в нас ежедневно, незаметно для нас самих. Словно пыль оседают на нашей душе и в итоге формируют ее рельеф. А потому во второй части отрывка Христос предлагает рецепт, который призван помочь человеку избавиться от этой греховной накипи в своей сердце, сохранить его в чистоте. Он предлагает Своим слушателям образ соли и огня.

В древнем мире, к которому принадлежал Израиль и в котором проповедовал Иисус Христос, соль была очень ценным, практически незаменимым продуктом. Это был единственный доступный консервант, который простой человек мог использовать в бытовых нуждах. Ведь как мы знаем, соль предохраняет от гниения. Кроме того, считалось, что соль — самый чистый продукт. Это результат взаимодействия солнца и моря. Именно по этой причине, согласно закону Моисея, перед тем как принести жертву, не важно, что это было, животное, птица или хлеб, ее обильно солили. Этим символическим действием подчеркивалась чистота намерений человека по отношению к Богу. Именно поэтому Господь и упоминает о соли. Подобно тому, как она очищает жертву, человек должен очищать свою душу огнем. Что же это за огонь?

Христианская традиция единогласно говорит об огне сердечного сокрушения и покаяния. Это живое, порой болезненное, словно ожог, ощущение своего несовершенства, твердое желание изменить свою жизнь, а вместе с тем и тоска о Боге, как о единственном источнике святости и чистоты. Именно это чувство в полноте испытал распятый вместе со Христом разбойник, за что Господь и обещал ему рай. Именно такое сокрушенное состояние сердца способно привлечь к человеку Духа Божия, который в Священном Писании также нередко называется огнем. В этом пламени сгорает все нечистое, все наши дурные помыслы и впечатления. Душа обновляется и обретает такой желанный мир и покой.