* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33

27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины

28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

32 а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33 (прот. Павел Великанов)
53-21 (1)

Иисус Христос и книжники.

Мк., XI, 27-33 (прот. Павел Великанов)

27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Зачем первосвященники допытываются у Иисуса, кто Ему дал власть устраивать погром в притворе Храма, переворачивать столы для обмена денег, выгонять торгующих жертвенными животными? Ведь ими уже принято решение, что Иисус должен быть убит — Его участь предрешена! Какой смысл в этом вопросе?

Очевидно, что это не простой вопрос, а, как говорят, «с подковыркой». Духовные лидеры сейчас озадачены только одним: найти подходящий повод, чтобы обвинить Иисуса, арестовать Его и устранить. Нанять заказного убийцу им не составляло никакого труда — но была проблема в популярности Иисуса среди простого народа, который относился к книжникам и старейшинам весьма неоднозначно. Тайное убийство тотчас послужило бы поводом к народному восстанию — а зачем ненужные волнения, тем более перед лицом римских властей? Поэтому сначала необходимо было дискредитировать Иисуса, уронить Его авторитет в глазах последователей — а дальше всё покатилось бы как по маслу.

Прекрасно понимая лукавство фарисеев, Иисус отказывается отвечать прямо, и использует риторический приём: а давайте вы сначала ответите на очень простой вопрос: Иоанн Креститель — какой властью народ крестил? Сам по себе? Или у него были полномочия от Бога?

Казалось бы, ответ очевиден: если Креститель был самозванцем, он должен был быть осуждён и наказан духовными лидерами, ответственными за чистоту веры и соблюдение закона. Однако этого не произошло! Было только одно оправдание — что Иоанн был действительно пророк! Но тогда возникает другой вопрос: почему фарисеи отказались ему верить, когда Креститель ясно сказал об Иисусе, что он — Мессия? Одним словом, как ни ответь, всё будет работать против самих же первосвященников. Они разводят руками: мы не знаем, не можем ответить. «И Я не скажу вам, какой властью поступаю!»

Чему мы можем научиться у Христа в этой ситуации? Не поддаваться на провокации так называемых «правдолюбов», которые декларируют поиск истины, а на самом деле только ищут, как бы вывернуть другого наизнанку и найти ещё один повод для уже заготовленного осуждения.

Когда мы знаем, что кто-то уже настроен против нас, не стоит думать, что мы сможем своей мудростью и кротким словом переубедить. Скорее всего, сказанные нами слова тотчас превратятся в орудия, обращённые против нас же самих. Что же — тогда, может, ничего не делать и пустить всё на самотёк? Нет, отнюдь: надо противодействовать этой вражде, но на другом уровне — действовать по-христиански. Как это?

В Евангелии мы встречаем потрясающие слова Иисуса: «Не противьтесь злому»! Когда в нас летит заряд чужой злобы — он может причинить нам боль и вред только когда ему есть, во что «врезаться» — то есть когда мы сопротивляемся, а он всё равно нас «пронзает». Как только это произошло — мы выдаём реакцию, и снаряд полетел обратно, только теперь обогащенный нашими силами, с ещё большим ускорением. Как же стать неуязвимым в такой ситуации? Очень просто: не входить в неё, не соглашаться на правила той игры, которую нам навязывает противоположная сторона. Как только люди «сцепились» — всё, здесь уже нет победителей, все проиграли. Но если в вас выпускают стрелы — а вы их аккуратно складываете в стопочку и не отправляете обратно — в конце концов ресурсы противника иссякнут!

Научи же нас, Господи, мудрости сохранять внутреннюю свободу и независимость даже в состоянии, когда нам очень хочется вступить в благородную схватку — в которой, увы, победителей не бывает!