Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 1-10

Сотники, или как их называли, центурионы, составляли костяк римской армии. Они командовали подразделением из сотни человек и отвечали за дисциплину в более крупном подразделении, легионе. На них лежала обязанность по организации быта и обучению солдат воинскому искусству. Выбирали в центурионы тех, кто отличался боевым опытом, был не моложе 30 лет, и ко всему этому обладал смелостью и рассудительностью. Историк Флавий Вегенций отмечает важную черту их характера: «В центурионы должен выбираться человек... более готовый исполнять, что ему прикажут, чем разговаривать об этом».
Безусловно, именно это качество мы видим у сотника, о котором рассказывает сегодняшнее Евангелие. В делах веры он следует тому же принципу, что и в делах службу. Он чувствует, что через Иисуса действует Сам Бог. Как верховный главнокомандующий ему стоит всего лишь отдать приказ и дело сделано. Вот такая простая логика. И она, как мы видели, не подвела сотника, оказалась весьма эффективной.
Может показаться, что здесь мы имеем дело с верой фанатичной, верой без рассуждения, какую может иметь человек, выбравший такой бескомпромиссный и даже жестокий род занятий, как войну. Однако один факт, на который указывает Евангельское повествование, свидетельствует об ином.
Сотник просит исцелить своего слугу, то есть раба. Для того времени и тех обычаев, это неординарный поступок. Римский писатель Варрон в книге «Сельское хозяйство» причисляет рабов к разряду сельскохозяйственных инструментов, наряду с повозками и скотом. Если инструмент ломался, его выбрасывали. Больного раба, который перестал приносить пользу, просто выгоняли на улицу. Сотник же, вопреки римским обычаям, заботится о своем больном слуге, как о родном. Образ дополняет и то, что он чтит обычаи чужой религии: строит иудеям синагогу. Именно из благоговения к этим обычаям, которые запрещали ортодоксальному иудеи посещать дом язычника, он не дерзает пригласить Христа к себе домой и даже не компрометирует Его общением с собой. Просит сделать это римских старейшин, а потом и друзей.
Все это указывает на человека внимательного, заботливого и любящего. Именно эти качества сердца сотника делают его веру не прямолинейной, фанатичной и жесткой, а подлинной, искренней, глубокой и живой. Подтверждение этому находим в церковном предании. Оно утверждает, что евангельского легионера звали Лонгин и позже он засвидетельствовал живость своей веры мученической смертью за Христа.
Верующих в Бога людей очень много. Однако зачастую мы сталкиваемся с таким ее проявлением, которое ранит, душит и даже приносит окружающим страдания. Поэтому сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам об очень важной истине. Если вера не сопровождается жертвенной любовью, привычкой покрывать милостью ближних, она становится жесткой, фанатичной, способной на странные и даже страшные поступки. Такая вера мертвая.
А потому, дай же и нам Господи, стяжать главное, что Ты заповедал нам, иметь любовь между собой, чтобы наша вера в Тебя стала такой же подлинной и глубокой, как у Твоего мученика римского сотника Лонгина.