Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 45-53. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 45-53

45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.

47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.

48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.

49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.

50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.

51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,

52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 45-53 (еп. Феоктист (Игумнов)

иисус идущий по водеМк., 26 зач., VI, 45-53 (еп. Феоктист (Игумнов)

45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.
47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.

Комментирует епископ Городищенский Феоктист.

Хождение Христа Спасителя по водам озера имеет глубокую внутреннюю связь с бывшим немного ранее насыщением людей в пустынном месте. Понять это легко, если обратиться в прошлое, во времена странствования израильского народа по пустыне. Бог кормил Свой народ манной небесной. Манна появлялась буквально из ниоткуда. Появлялась регулярно и в достаточном количестве. После окончания сорокалетнего странствования чудесное появление пищи не повторялось. Ученики не могли не знать Моисеевы книги и не могли не знать, Кто посылал их предкам манну. И вот они видят повторение: появление необходимого количества продуктов из ниоткуда, за этим насыщением стоит Христос. Сопоставить два эпизода очень просто. Но человеческое сознание инертно, ученики не понимают происшедшего. Христос Своими действиями снова отсылает мысль учеников к идеям Ветхого Завета. В своё время праведный страдалец Иов сказал: «как оправдается человек пред Богом? Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи. Премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое? <...> Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря» (Иов 9:1–8) Пророк Исайя тоже не остался в стороне от «водного» образа, он называл Бога «открывшим в море дорогу» (Ис 43:16). Да, ученики были слишком сосредоточены на происходящем и, очевидно, в тот момент были не способны к проведению аналогий, дальше сиюминутной проблематики им не помог пойти и ответ Христа «это Я, не бойтесь», который по своей форме был чрезвычайно близок к таинственному Имени Божиему. Но никто не пал на колени и не произнёс «Господь мой и Бог», сердца их, по замечанию апостола Марка, оставались каменными, то есть такими, которые не способны распознать присутствие Бога, несмотря на все очевидные и традиционные для Ветхого Завета признаки Его явления. Впрочем, понять слепоту учеников совсем несложно. Во время бури они были в крайне непростом положении: ветер дует со всех направлений одновременно, лодка вот-вот опрокинется, жизнь под угрозой. Ситуация критическая. Она повторяется в жизни каждого человека, когда приходится переживать разного рода невзгоды и трагедии, когда необходимо в буквальном смысле бороться за своё существование, когда не до мыслей о высоком, когда все силы сосредоточены на выживании. Во время жизненного штиля мы умеем в правильных словах рассуждать о присутствии в нашей жизни Бога, о Его близости и Промысле. Но сделать то же самое в критической ситуации крайне непросто, ведь каждый знает, что состояние глубокой скорби характеризуются в том числе и невозможностью увидеть во всем происходящем руку Бога, Его присутствие и Его милость. Во время скорби Бог, как нам кажется, молчит. Поэтому не станем спешить с недоумением по поводу слепоты апостолов, а запомним их пример и постараемся не пропустить голос Бога, когда Он обращается к нам из глубины наших житейских бурь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!