* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 15-21 (прот. Павел Великанов)
9-13

Спас оплечный

Мф., 46 зач. (от полу́), XII, 15-21 (прот. Павел Великанов)

15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
16 и запретил им объявлять о Нем,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
21 и на имя Его будут уповать народы.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелист Матфей рассказывает нам, как Иисус с каждым днём Своего публичного служения набирает всё большую популярность. За Ним идут толпы людей: одни жаждут исцелиться от давних недугов, другие — избавиться от демонской одержимости, третьи — услышать мудрые наставления и вдохновиться простыми, но глубокими речами Иисуса. И при этом — парадоксальные слова: Иисус запрещает «объявлять о Нём», то есть буквально «не рассказывать», «не распространять о Нём информацию», «не делать Его известным». С точки зрения современного медиапространства — это — полное безумие: иметь все основания для активного публичного продвижения как выдающегося общественного лидера — и запрещать кому бы то ни было заниматься «пиаром». Но почему? Зачем этот столь странный и непонятный нам сегодня запрет?

В современном мире мы зачастую находимся во власти тех образов, которые активно создают средства массовой информации. Не имея возможности быть непосредственно включёнными в то или иное событие, пережить личный опыт общения с тем или иным человекам, мы обречены воспринимать жизнь через экран телевизора или смартфона. Но это — очень ущербное, неполноценное отражение сути происходящего! Зачастую — намеренно искажённое, вплоть до полной противоположности. Но было бы наивным полагать, что проблема неадекватности «образа» содержанию появилась только в информационную эпоху! Принцип «испорченного телефона» работал и задолго до появления телекоммуникаций. Каждая человеческая голова — это уникальный аппарат по интерпретации входящей информации сообразно внутреннему устроению; и пройдя через ряд таких «толкований», смысл может исказиться до неузнаваемости.

Мы возвращаемся к вопросу, почему Иисус запрещал распространять о Себе слухи. Причина простая: Ему не только не нужна была человеческая, мирская слава — она представляла собой существенное препятствие для выполнения миссии, возложенной на Него Небесным Отцом! Наиболее ярко эта ситуация проявится, когда Он накормит чудесным образом пять тысяч людей — и они уже будут готовы взять Его силой и принудить провозгласить Себя Царём Израиля! Иисус понимал: оторвавшись от своего первоисточника, слухи о Нём неизбежно приобретут такую тональность, какая будет желанна и говорящим, и слушающим — при этом к реальным словам и делам Иисуса не будет иметь никакого отношения! Эту опасность испытывает всякий публичный человек, который однажды понимает: в сознании людей формируется некий образ, имидж человека — который начинает жить уже своей жизнью, в очень слабой связи с тем, кто и являлся его родителем — самим человеком! Такая ситуация опасна тем, что в определённый момент созданный «образ» может оказаться сильнее его «носителя» и в каком-то смысле «поглотить» самого человека!

Как важно помнить об этом, когда мы создаём свои «образы» в океане современных средств коммуникации! Причём зачастую, мы делаем это искренне, из самых благих намерений, вовсе не желая кого-то обмануть. Но тот мысленный образ, который мы транслируем через социальные сети, мессенджеры или иные способы — всегда будет всего лишь небольшим фрагментом того, чем мы являемся на самом деле. И здесь следует помнить о двух предосторожностях. Во-первых, не дать себе увлечься раздуванием этого информационного пузыря о себе самом — чтобы однажды не увидеть себя внутри этого «пузыря», неожиданно превратившемся в крепкую тюрьму с запорами. Во-вторых, общаясь с кем бы то ни было опосредованно, всегда помнить: это — ущербный, некачественный способ общения, где «работают» только лишь слова и образы, но мы не можем ощутить через них самое главное, чему и следует внимать при любом общении — действию духа, живущего в человеке, той самой главной «тональности», в которой живёт и действует наш собеседник!

Помоги же нам, Господи, быть аккуратными и внимательными при любом опосредованном общении — и при возможности стараться почаще встречаться друг с другом в реальном мире!