Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23 (о. Стефан Домусчи)

Лк., VI, 17-23 (о. Стефан Домусчи)

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Любой человек, который хоть сколько-нибудь знаком с христианской культурой, слышал о Нагорной проповеди Христа. «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство небесное, блаженны плачущие, блаженны кроткие...» И вот в сегодняшнем чтении мы слышим нагорную проповедь несколько ином варианте. Евангелист Лука как будто специально подчеркивает, что в его рассказе Христос со своими учениками «Стал на ровном месте обратился к ним и заговорил». По преданию Евангелист Лука пишет Евангелие после Матфея и, вероятно, знает его текст, так как старался подробно исследовать все существующие до него источники. И вот мы видим, что он нарочито указывает на другие обстоятельства проповеди, в отличие от нагорной проповеди, проповеди на горе, эта проповедь на ровном месте. Делает он это, конечно, не потому, что сознательно противоречит первому Евангелисту, речь скорее должна быть о другом, о том, что евангелист Лука, описывает похожую проповедь... Проповедь с похожим содержанием, но сказанное в других обстоятельствах.

Почему же это может быть важным?

Дело в том, что любой преподаватель и проповедник сталкивается с одной очевидной проблемой: он вынужден говорить похожие вещи в разных аудиториях... Особенно, если это не просто разговоры на разные темы, но проповедь чего-то самого важного. Сегодняшняя проповедь еще одно свидетельство того, что Христос в разных местах говорил не об этике, не о законе, но о Царстве. Ведь именно оно и оказывается для Него самым важным. То есть центром своей проповеди Христос выбирает не нравственные учения, не обновление закона, но Себя, потому что Он не просто сообщает Благую Весть, Он Сам является этой Благой Вестью. Вестью о том, что люди не забыты Богом, о том, что новая жизнь возможна ... Люди приходят к Нему с очень разными проблемами, они хотят Его слышать... Больные, бесноватые, живущие в совершенно разных местах... прикасаются к Нему и исцеляются... Но исцеление еще не делает их учениками, т.к. ученичество предполагает сердечное следование за учителем.

Получается, что те, кто приходит к Христу, совершенно не рассчитывая быть Его учениками, кто приходит чтобы исцелиться или просто послушать из любопытства... становятся причастны опыту Его любви... Господь оказывается чрезвычайно щедр, Он не делит людей на тех, кто готов стать Его учениками и тех, кто не готов... Не говорит: «Я исцелю только тех, кто пойдет за Мной до конца»... Он готов помогать всем, предоставляя человеку возможность решать самому, отозваться на этот Божественный призыв или нет.

Кажется, что проповедь о Царстве, об ученичестве, о том, чтобы следовать за Христом обращена к тем, кто уже к этому готов, ведь обращается Он именно к ученикам. И все же, слова Христа невозможно изъять из контекста, в котором они звучат. Этот контекст показывает, что обращаясь к ученикам , Христос в то же время обращается ко всем, ведь Он всем помогает, всех любит, всех исцеляет... Он не ставит человека перед выбором, не шантажирует, не вынуждает, Он просто дает почувствовать опыт этой божественной жизни, опыт своего присутствия, и человек решает сам, ведь Богу не нужно вынужденное решение, Ему нужен искренний и свободный ответ человеческого сердца.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!