Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 20-26. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 20-26

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Мы продолжаем слушать Нагорную проповедь Христа Спасителя. Главная тема сегодняшнего чтения — это новозаветные заповеди в контражуре Ветхого Завета. Спаситель не противопоставляет, а оттеняет высоту Своих призывов, показывая самую глубину тех религиозных установлений Моисея, которые на протяжение веков хранились в еврейском народе.

Ветхозаветные заповеди лишь только ограничивали распространение греха, но не уничтожали источник: Христос показывает, откуда проистекают причины преступлений. Если в законе Моисея убийство подлежало наказанию, то Спаситель указывает на недопустимость основной причины убийства — гнева в отношениях между людьми. И действительно: как много трагедий можно было бы избежать, если бы гневающиеся умели вовремя укрощать свои волны ярости! А сколько горя приносят злобные, оскорбительные слова, высказанные с гневом? Оскорбление любого человека — это прежде всего провокация на определённые, вполне предсказуемые поступки. Стоит сказать обидное слово — и маятник греха уже запущен. Быть может, он не сразу дойдёт до своей крайней точки — убийства ради мести, но каждое действие, подогревающее вражду, будет раскачивать его всё больше и больше.

Спаситель предлагает нам в самом начале пресекать причины, которые могут привести к нарушению заповеди. Заметим, что главное внимание обращено не на запрет гнева как такового — потому что гнев является вложенной Богом в человеческую природу способностью — ведь и Сам Спаситель гневался! Вопрос не в самом гневе как таковом, а в том, на кого или на что он направлен — именно поэтому Христос и говорит, что «гневающийся на брата своего» подлежит осуждению. Примечательно, что в большинстве древнейших кодексов Евангелия нет слова «напрасно» — возможно, оно появилось в тексте достаточно поздно. Об этом встречается замечание у Оригена — а это начало III-го века — что «некоторые некстати присоединяют в Евангелии слово „напрасно“, думая, что в некоторых случаях возможен разумный гнев». То есть, греховен не сам по себе гнев, а когда его адресатом оказывается человек — вот что совершенно недопустимо! Можно и нужно гневаться на ситуацию, на поступок, на недолжное поведение — что мы и видим в Евангелии, когда Спаситель выражает гнев на то, как ведут себя фарисеи или торговцы в Храме. Гнев — это оборотная, неотъемлемая сторона любого очень сильного желания — и когда оно встречает на своём пути препятствие, именно гнев помогает его преодолеть. Только тот, кто ни к чему не стремится и ничего не хочет, то есть находится в состоянии душевного паралича — совершенно безгневен. Однако только от нашего произволения зависит, кто или что станет объектом гнева: и когда гнев обращается на человека, это недопустимо и решительно запрещено. Потому что гнев — это сфокусированная энергия всей души, направленная на устранение недолжного — и если этот уничтожающий луч обратить на человека, он легко может быть уничтожен.

Вот к чему зовёт нас сегодня Евангелие: учиться управлять гневом и категорически запретить себе гневаться на людей. Для этого надо привыкнуть разделять грех и грешника, поступки и личность, и решительно отказываясь соглашаться с неправильным поведением, всячески показывать, что даже будучи в гневе на ситуацию, мы также продолжаем любить того, кто эту ситуацию создал!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!