Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 1-13
01 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
02 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
03 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
04 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
05 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
06 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
07 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
08 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
09 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.
13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.
род Антипа, женившись на Иродиаде, грубо нарушил иудейский религиозный закон во второй раз. Первый раз был не менее вызывающим: при основании города Тивериады он уничтожил старое кладбище и это делало жителей города ритуально нечистыми. Но большинству горожан было совершенно все равно, так как они не были иудеями, а были, как пишет Иосиф Флавий, «всевозможными пришельцами». Что же касается Иродиады, то этот брак был ещё большим вызовом всему укладу израильского общества. Во-первых, ради брака с ней он развёлся со своей женой и тем самым оказался втянут в войну с отцом своей бывшей жены — набатейским царём Аретой. Во-вторых, Иродиада также оставила своего мужа. И, в-третьих, Иродиада была племянницей Ирода. Можно сказать, что Ирод нарушил почти все, что мог нарушить. Иудейские законы имеют своё основание в Священном Писании и, следовательно, за ними стоит не человеческая воля, а воля Бога. Бог же устанавливает законы исходя из Своего абсолютного знания нашего естества. Можно нарушать Его законы, но невозможно их преступать без последствий для себя самого. О последствиях нарушения закона Иродом Антипой историкам известно очень много. Но есть и то, о чем не принято писать в исторических хрониках: голос совести. Можно считать себя прогрессивным, можно не верить в бытие Божие, но от живущего в тебе самом голоса Творца никуда не деться. Мы только что услышали, что Ирод, который видел отрубленную голову Иоанна, услышав о Христе, первым делом решил, что это никто иной, как воскресший Иоанн. Довольно странная мысль, она звучит так, как будто воскресение мёртвых — совершенно обыденное дело, будто бы мёртвые воскресают через одного уже сейчас. Объяснить эту, в общем-то, бредовую мысль Ирода невозможно ничем иным, кроме его задавленной совести, которая не смолкает, несмотря на все совершённые им нравственные преступления. Пример Ирода Антипы — прекрасная иллюстрация того, до какого хаоса в голове и до каких страхов могут довести человека преступления против установленного Богом закона. А помимо этого, он ещё раз напоминает, что неистребимый голос совести в человеке — это отголосок Того, от Кого не только зафиксированный в Священном Писании закон, но и наше естество, то есть Бога.