Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 10-16. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 10-16

10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Из поколения в поколение с самого раннего детства каждому израильскому ребёнку рассказывают о чаемом Мессии. Дети учат пророчества и изучают толкования. Эти представления о Мессии подчинены общей концепции: Он силен, Он властен, Ему покорятся народы, Он принесёт свободу Израилю и даст ему необыкновенное могущество. Все эти ожидания можно понимать самыми различными способами, в том числе и диаметрально противоположными. Так получилось, что представления Древнего Израиля о Мессии не имели ничего общего с реальным Мессией. Кроме описательных характеристик. Но эти характеристики слишком общие. Мессия Христос действительно силен, Он Бог, Творец, Источник жизни, но это не имеет никакого отношения к физической завоевательной силе, Христос имеет власть как Бог, и это тоже не имеет отношения к власти земного правителя, Его власть превосходит любую другую, Христу покорились и покоряются народы, но Его завоевание человека не идёт по пути силы и порабощения, покориться Христу можно лишь добровольно, Спаситель дал свободу Израилю, то есть всем верующим в Него, свободу действовать не по страстям, а по разуму. Даже сегодня, через две тысячи лет христианской проповеди далеко не все способны понять и вместить суть христианства, ускользают от многих и христианские представления о Мессии Христе. Что же говорить об апостолах? Они были детьми своего народа и своего времени. Они жили ветхозаветными представлениями о Мессии, победа через смерть была вне их логики. Точно так же, как и воскресение из мёртвых. Апостолов особо интересовал вопрос прихода пророка Илии. Илия, как мы знаем, занимает особое место не только в христианском богословии и культуре, он вообще крайне интересен: нет другого пророка, который бы не умер, а был взят живым на Небо.

Иудеи верили, что прежде чем придёт Мессия, должен прийти Илия, как Его вестник и предтеча. Вера эта основана на словах пророка Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.4:5-6:4). В иудейском предании, связанном с этим пророчеством, говорилось, что Илия придёт на три дня раньше Мессии. Совершенно естественно, что ученики удивлялись: «Если Иисус — Мессия, кто же Илия?» Христос Спаситель ответил словами, понятными каждому Его современнику. «Илия пришёл и поступили с ним, как хотели». Господь при этом имел в виду заключение в темницу Иоанна Крестителя и его смерть по воле тетрарха Галилеи Ирода Антипы. Своими словами Христос вновь обратил внимание учеников к той мысли, которую они не хотели даже держать в голове, но которую они должны были хорошо уяснить. Апостолы должны были задать себе невысказанный ими вслух вопрос: «Если они поступили так с предвестником, с предтечей, то что они сделают с Христом?» Спаситель перевернул все представления и мысли своих учеников. Они ждали явления Илии, прихода Мессии, внезапного вторжения Бога в историю и Его сокрушительной победы, которую они считали одновременно победой государства Израиля. Христос же хотел, чтобы апостолы посмотрели в глаза факту: вестник был жестоко убит, Спасителя ждёт один конец — смерть. Но ученики все ещё не понимали, и эта неспособность понять объясняется тем же, чем и всегда: мы часто не можем понять и принять что-то, потому что цепляемся за свои представления. Стоит признаться самим себе, мы хотим, чтобы все было по нашей воле, а не по воле Бога. Именно это мешает нам видеть откровение истины Божией.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!