Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 13-19

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18 и Я говорю тебе: ты - Петр*, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 13-19 (еп. Феоктист (Игумнов)
00568_hires

Апостол Пётр

Мф., XVI, 13-19 (еп. Феоктист (Игумнов)

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Комментирует епископ Городищенский Феоктист.

Этот евангельский отрывок имеет просто бесконечное количество толкований. Христиане спорят о нем уже больше тысячи лет. Спорят по-разному: кто-то притягивает слова древних комментаторов для подтверждения своей точки зрения, кто-то проводит всесторонний анализ текста и сопоставляет его с текстами Ветхого Завета и с христианской гимнографией первых веков. Спор сводится к попыткам дать исчерпывающий ответ на вопрос: что имел в виду Христос, когда сказал «ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»? Традиционный православный ответ известен если не всем, то большинству: камень — это вера Петра. Блаженный Феофилакт выразил эту мысль в таких словах: «это исповедание<...> будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание». А блаженный Августин перефразировал слова Христа так: «На сем камени, на том, что ты сказал: „Ты еси Христос, Сын Бога Живаго“, на этом исповедании созижду церковь мою». Это лишь два из великого множества толкований рассказа апостола Матфея. Есть среди них и те, которые утверждают, что камень — сам Пётр, его личность. Но в особом смысле: Пётр не тот камень, на котором основано здание Церкви, он — камень не основания, а самого здания, так как он первым из всех совершил прыжок веры и увидел в Иисусе из Назарета Воплотившегося Сына Божия. Другими словами, Пётр был первым членом Церкви, и в этом смысле вся Церковь построена на нём. Каждый человек, который вслед за апостолом Петром исповедует Христа Сыном Божиим, становится ещё одним камнем в здании Церкви Христовой.То есть каждый из нас — камень в стене величайшего здания Церкви Христовой. Такое понимание мысли Спасителя очень хорошо согласуется с дальнейшими Его словами, словами о принципиальной неуничтожимости Церкви. Можно разрушить храмы, монастыри, можно преследовать и убивать епископов и священников, можно объявить христианство вне закона, но нельзя разрушить, невозможно одолеть и победить Церковь Христову. Ее непобедимость связана не только с тем, что основание Церкви в Боге, Который не подчиняется человеческим законам и ни коим образом не зависит от нашей актуальной повестки дня. Дело ещё и в том, что слова Христа, Его облик, Его дела, Его Страдания, Смерть и Воскресение всегда будут находить отклик в сердце человека. Они всегда будут приводить к повторению Петрова исповедания. А значит всегда будет строительный материал для здания Церкви Христова. Да, не все камни одинаково хороши, и не всегда они есть с избытком. Иногда может показаться, что камни вот-вот иссякнут, но история доказала — это иллюзия, это лишь временное оскудение и вслед за ним обязательно наступит период изобилия.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!