* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 45-48

45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,

46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,

48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов)

Действия Христа в храме — лишь один из эпизодов в Его полемике с духовными лидерами израильского народа. Эту полемику Он вёл главным образом в Своих поучениях и притчах. Однако, подобно древним пророкам, которые не только говорили, но и совершали деяния, имевшие символический смысл, Христос Спаситель совершил символическое действие, которое должно было напомнить людям об истинном назначении храма.

С одной стороны — Бог всегда и везде, Он вездесущ, для Него нет преград. Или, как сказано в одной из утренних молитв, у «Негоже несть пременение, или преложения осенение», то есть ничто не может быть препятствием для Его присутствия, Он, в отличие от света и всех прочих форм существования материальной энергии, может проникать и проникает через любые препятствия. С другой же стороны, Евангелие неоднократно доносит до нас слова Христа, в которых Он называет Иерусалимский храм домом Отца Своего. Впервые в Евангелии мы сталкиваемся с таким отношением к храму во второй главе Евангелия от Луки, там отрок Иисус говорит искавшим его родственникам, что Ему «должно быть в том, что принадлежит Отцу» Его. О том же Он говорит и накануне Своих страданий при изгнании из храма разномастных торговцев. Отношение к храму как к месту, которое принадлежит Богу и где пребывает Бог, прослеживается на протяжении всей земной жизни Христа Спасителя. Такое отношение точно соответствует еврейской традиции. Эта традиция была ясно выражена царём Соломоном в словах, которые он произнёс после того, как построил Иерусалимский храм: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе вовеки» (3 Цар. 8:12–13). В молитве, сопровождавшей освящение храма, Соломон говорил о небе как жилище Божием, но одновременно и о храме как месте постоянного пребывания Бога на земле. До Соломона о том же самом говорили и пророки. Христос же цитирует слова пророка Исайи: «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моём доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моём, ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7). Одним словом, традиция Ветхого Завета однозначно свидетельствует о храме как о месте встречи с Богом. В этой встрече смысл существования храма. Что ветхозаветного, что христианского. При этом храм сам по себе не способен ни очищать, ни освящать. Это действие Бога, сопряжённое с волей человека.

Есть у слов Христа Спасителя о храме и другое значение. О нём в своё время прекрасно сказал святитель Григорий Двоеслов: «И храм, и дом Божий есть сама душа и совесть верующих. Если она когда-либо в оскорблении на ближнего произносит развратные помыслы, то в ней, как в пещере, сидят разбойники, и просто нападая, убивают, когда вонзают мечи в тех, которые решительно ничем не оскорбляли их. Ибо душа верующих есть уже не храм молитвы, но пещера разбойников, когда она, оставив невинность и простоту святости, усиливается делать то, от чего может произойти вред для ближних».