Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 45-48. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 45-48

45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,

46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,

48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов)

Действия Христа в храме — лишь один из эпизодов в Его полемике с духовными лидерами израильского народа. Эту полемику Он вёл главным образом в Своих поучениях и притчах. Однако, подобно древним пророкам, которые не только говорили, но и совершали деяния, имевшие символический смысл, Христос Спаситель совершил символическое действие, которое должно было напомнить людям об истинном назначении храма.

С одной стороны — Бог всегда и везде, Он вездесущ, для Него нет преград. Или, как сказано в одной из утренних молитв, у «Негоже несть пременение, или преложения осенение», то есть ничто не может быть препятствием для Его присутствия, Он, в отличие от света и всех прочих форм существования материальной энергии, может проникать и проникает через любые препятствия. С другой же стороны, Евангелие неоднократно доносит до нас слова Христа, в которых Он называет Иерусалимский храм домом Отца Своего. Впервые в Евангелии мы сталкиваемся с таким отношением к храму во второй главе Евангелия от Луки, там отрок Иисус говорит искавшим его родственникам, что Ему «должно быть в том, что принадлежит Отцу» Его. О том же Он говорит и накануне Своих страданий при изгнании из храма разномастных торговцев. Отношение к храму как к месту, которое принадлежит Богу и где пребывает Бог, прослеживается на протяжении всей земной жизни Христа Спасителя. Такое отношение точно соответствует еврейской традиции. Эта традиция была ясно выражена царём Соломоном в словах, которые он произнёс после того, как построил Иерусалимский храм: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе вовеки» (3 Цар. 8:12–13). В молитве, сопровождавшей освящение храма, Соломон говорил о небе как жилище Божием, но одновременно и о храме как месте постоянного пребывания Бога на земле. До Соломона о том же самом говорили и пророки. Христос же цитирует слова пророка Исайи: «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моём доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моём, ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7). Одним словом, традиция Ветхого Завета однозначно свидетельствует о храме как о месте встречи с Богом. В этой встрече смысл существования храма. Что ветхозаветного, что христианского. При этом храм сам по себе не способен ни очищать, ни освящать. Это действие Бога, сопряжённое с волей человека.

Есть у слов Христа Спасителя о храме и другое значение. О нём в своё время прекрасно сказал святитель Григорий Двоеслов: «И храм, и дом Божий есть сама душа и совесть верующих. Если она когда-либо в оскорблении на ближнего произносит развратные помыслы, то в ней, как в пещере, сидят разбойники, и просто нападая, убивают, когда вонзают мечи в тех, которые решительно ничем не оскорбляли их. Ибо душа верующих есть уже не храм молитвы, но пещера разбойников, когда она, оставив невинность и простоту святости, усиливается делать то, от чего может произойти вред для ближних».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!