* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 13-17 (о. Стефан Домусчи)
421px-Jesus_meets_John_the_Baptist

Встреча Христа с Иоанном Предтечей (миниатюра XV века).

Мф., III, 13-17 (о. Стефан Домусчи)

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее Евангельское чтение посвящено событию крещения Господня. К Иоанну, которой проповедует на Иордане приходит Иисус и желает от него креститься. Иоанн смущен и не хочет этого допустить. Он говорит мне нужно креститься у Тебя! Но Христос останавливает его и говорит должно нам исполнить всякую правду. В момент крещения происходит явление лиц Пресвятой Троицы: Дух Святой в виде голубя снисходит на Иисуса и слышны слова Отца о том, что в нём, в Иисусе Его Отчее благоволение.

Мы привыкли к тому, что в Евангелии Христос обращает к учениками какое-нибудь наставление, но сегодняшнее чтение в первую очередь о Нем. Однако в том-то и есть глубина Священного Писания, что Христос показан в нем не только учителем. Он не только говорит нам нечто, но может стать подлинным принципом нашей жизни, ее стержнем, ее нравственной основой, Его Образ, Его действия.

Первые и единственные слова Христа, которые Он произносит сегодня звучат просто: «должно нам исполнить всякую правду». Проще всего понять их так: «нам надо все сделать правильно». В этом случае они будут выглядеть благочестиво и дежурно, как простой призыв к хорошему, правильному поведению. Однако, не стоит забывать, что слова эти сказаны в ответ на смущение как раз благочестивого сердца. Иоанн смущен тем, что Мессия пришел к нему креститься. Не забудем так же суть проповеди, которую Предтеча обратил к людям: сотворите достойный плод покаяния! Прямыми сделайте пути Господни! И вот Господь Сам приходит крестится? Что это значит? Тот, о котором Иоанн сказал как о Спасителе, Сам приходит к нему, будто Он один из грешников. Иоанн смущен. Будет ли это благочестиво?

Но Христос стремится не к тому, чтобы выглядеть благочестиво, не к тому, чтобы исполнить формальное правило... Он отвечает так, что становится понятно: подлинное благочестие есть исполнение правды Божией.

В чём же заключается это Правда, если мы верим, что Иисус безгрешен и не нуждается в покаянии... Для чего было Ему приходить на Иордан и крестится?

Отцы говорят, что Вифлееме Бог стал за нас младенцем, а в Иордане стал за нас грехом. При этом, речь, конечно, не идет о том, что Он становится виноват во всех наших грехах это не так... Юридические категории вины и наказания в говоря о Боге надо применять очень аккуратно, понимая всю их относительность и условность. Говоря о том, что Христос стал грехом за нас мы имеем ввиду, что саму суть нашего греха, нашего состояния Христос берет на себя, чтобы ее исправить. Причем стремительность этого исправления очень наглядна, ведь сразу после крещения Он ведется духом в пустыню, где Его, как и Еву когда-то лукавый будет искушать пищей... И именно там, Он ответит ему так, как не смогла и не захотела ответить Ева, Он выразит верность Творцу.

Взяв на себя корень нашего непослушания, он исцеляет Его своим послушанием и становится новым главой всего человеческого рода, Новым Адамом, как и называет Его апостол Павел. В этом и есть правда, которою надлежит исполнить. Правда Божия, правда Его замысла... Благоволение Отца, явленное в Сыне, который исполняет Его волю.

Мы слышим слова Христа сказанные Им о себе Самом. Но слова эти, не есть ли призыв для каждого из нас? Призыв, говорящий о том, что вся суть нашей веры, нашего призвания в том, чтобы исполнять волю Бога. Причем нередко мы сталкиваемся с ситуациями, в которых внешнее благочестие и любовь оказываются по разные стороны. Как когда-то, когда Христос исцелял в субботу, перед нами бывает возможность оказать милость, которая идет в разрез с тем, что нам кажется правильным. Вспоминается история о женщине, рядом с которой оказался плачущий от жажды ребенок... Но единственная вода, которая у нее была — была вода крещенская... И она не дала ему попить, потому что он был некрещеным. Она старалась оправдать себя благочестием, но на деле пошла против любви... Христос, напротив, всегда говорит о том, что подлинное благочестие и есть любовь. Постараемся и мы исполнять в мире всякую правду, к которой призывает нас Господь.