2019-01-11

Мк., 53 зач., XII, 1-12 (прот. Павел Великанов)
Поделиться
73717.p

Притча о злых виноградарях

Мк., 53 зач., XII, 1-12 (прот. Павел Великанов)

1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Совсем недавно Иисус вошёл торжественно в Иерусалим, направился в Храм, где показательно выгнал продавцов жертвенных животных и валютных спекулянтов, и ясно показал народу неправомочность притязаний иудейских вождей на исключительные духовные права. Притчей о злых виноградарях Иисус буквально подписывает Себе смертный приговор: ведь её содержание — прозрачно, и, как пишет евангелист Марк, первосвященники её смысл тотчас поняли, и исполнились такой ярости, что готовы были тотчас арестовать Иисуса — только в самый последний момент остановились, чтобы не спровоцировать народ выступить против них.

Почему эта притча для Иисуса — роковая, последняя? В ней Он рассказывает типичную ситуацию для Палестины тех времён, когда богатые землевладельцы передавали плантации для обработки наёмникам — а сами находились в иных местах, порой весьма удалённых. Образ виноградника не просто так использует Иисус: евреи любили именовать себя «виноградником Божиим», подчёркивая, что именно их избрал Бог быть «Его народом». Спаситель сквозь этот известный всем образ рассказывает историю отношений Бога и Израиля, но только не в «приглаженном», корректном изводе — а так, как это видится со стороны Самого Бога.

Кто такие «злые виноградари», наглым образом присвоившие себе право хозяйничать и распоряжаться виноградником? Это — обступившие Иисуса представители духовной знати, религиозные вожди Израиля. Им не нужен Живой Бог — настоящий Хозяин виноградника, им вполне достаточно самого виноградника, который приносит неплохой доход. Слуги Хозяина — это пророки, которых не любят, не признают, гонят и убивают — потому что они всякий раз напоминают о том, что Хозяин всё ещё жив, он помнит о Своём винограднике. Но злые виноградари уже так давно хозяйничают, что всякое напоминание о том, что это — всего лишь порученное им на время хозяйство, а не их собственность, только выводит их из себя и побуждает любыми способами расправиться с причиной раздражения. Понимая, что в винограднике происходит что-то странное, потому что ни один из отправленных туда слуг вообще не вернулся, Хозяин отправляет туда своего единственного возлюбленного Сына — Наследника, который имеет совершенно иной статус: он — не раб, не слуга, он — Сын, аристократ, представитель высшего сословия, который находится под особой защитой. Говоря о сыне, Иисус имеет в виду Себя, Единородного Сына Божия. Однако виноградарей и это не останавливает: увидев Сына и потеряв всякий страх, они выводят Его вон из виноградника — чтобы не осквернять кровью «свой дом», и убивают Его. На вопрос Иисуса — как же следует поступить хозяину? — иудеи быстро отвечают — злые виноградари заслуживают самой жестокой смерти, а сам виноградник должен перейти в другие руки! В ответ Иисус приводит хорошо известные евреям слова пророка Давида о камне, которым пренебрегли строители, но именно он стал самым главным, закладным элементом строения — то есть Тот, Кого вы, иудеи, так упорно игнорируете и хотите убить, станет фундаментом Нового Израиля, Божьего виноградника, который вы навсегда потеряете!

Перед нами — картина глубочайшей трагедии народа, который некогда был обручён с Богом — но со временем утратил ощущение, кому он на самом деле принадлежит. Бог стал фикцией, всего лишь неотъемлемым элементом религиозной системы — а не самой сутью и содержанием веры. Идеология в иудаизме поглотила веру как личностное переживание постоянно живых, обновляющихся отношений между человеком и Богом.

Как же важно и нам, христианам, почаще вспоминать про притчу о злых виноградарях — особенно когда в наших руках всё «спорится» и «горит», и кажется, ещё чуть-чуть — и весь виноградник Божий станет нашей полноправной собственностью!

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (43 оценок, в среднем: 4,98 из 5)
Загрузка...