* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 23-38

23 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,

24 Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,

25 Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,

26 Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,

27 Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,

28 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,

29 Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,

30 Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,

31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,

32 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,

33 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,

34 Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров,

35 Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,

36 Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,

37 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,

38 Еносов, Сифов, Адамов, Божий.

Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 1

01 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 23-38, Глава 4, стих 1 (прот. Павел Великанов)

Между двумя частями чтения, которое мы только что слышали, кажется, нет никакой связи. Сначала евангелист приводит родословную Иисуса, а затем говорит о том, что после Крещения на Иордане Иисус был «поведён Духом в пустыню» для испытания.

Но на самом деле связь есть — и она становится понятной, если посмотреть немного ранее в текст. Евангелист Лука, как самый дотошный и пунктуальный, начинает рассказ об Иоанне Крестителе с указания подробных сведений о времени и месте описываемых событий. И родословная Иисуса по плоти приводится совсем не случайно именно сразу после описания Крещения. Ведь в этот момент Сам Бог засвидетельствовал об Иисусе, что Он — Его Возлюбленный Сын. И вот именно после этого следует читателю объяснить, что Иисус — долгожданный плод огромного генеалогического древа, начиная с Адама. Всё повествование Луки — начиная с описания рождества Иоанна Предтечи и далее, до ухода в пустыню — всё это пространная прелюдия, которая подготавливает читателя к самому главному открытию: Иисус — настоящий Мессия, Мошиах, о Котором мечтали веками! Лука не сразу обрушивает на читателя эту ошеломительную новость, а плавно подводит, с разных сторон тщательно прорисовывая канву происходившего.

Но зачем надо было Иисусу отправляться в пустыню и подвергать себя испытанию на самой грани человеческих возможностей? В другом Евангелии — от Матфея — есть прямой ответ на этот вопрос: «для искушения от диавола». Мне хотелось бы предложить такой образ: раскалённый добела металл опускают в холодное масло — для того, чтобы клинок приобрёл необходимую твёрдость. И Христос, после получения высшего Откровения от Небесного Отца — исполненный Святого Духа — отправляется в пустыню, чтобы специально, в условиях жесточайшего физического и душевного кризиса закалить свой дух. Это прикосновение к леденящей душу реальности демонических сил было совершенно необходимо: теперь Иисус из личного опыта знает, и что такое — небесный голос Бога Отца, и что такое — навязчивый голосок притворяющегося добреньким диавола. Иисус полностью послушен Отцу — и научился стойкости в том, чтобы не поддаваться ни на какие провокации со стороны темной силы.

Сегодняшнее чтение призывает нас задуматься: мы порой малодушничаем, когда оказываемся в той или иной сложной ситуации и никак не можем понять, за что с нами это происходит? А ответ может лежать совсем в другой плоскости: напротив, потому и приходит к нам искушение, что мы идёт верной дорогой, но пришла пора повысить крепость нашего внутреннего стержня — чтобы он в дальнейшем не подвёл. И такое понимание позволяет не впустить в душу самый опасный помысл — отчаяния, и не только не расстроиться, но напротив, воодушевиться и возблагодарить нашего Мудрейшего Педагога, что считает нас вполне заслужившими взять ещё одну высоту!