Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 29-31
Мф., 63 зач., XV, 29-31 (прот. Павел Великанов)
29 Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.
30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;
31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Один из крупнейших древних экзегетов Священного Писания, Ориген, предлагает нам посмотреть на гору, куда сегодня поднимается Христос, как на Его Церковь. Это очень интересное толкование: ведь, действительно, в Церковь приходят не святые и безгрешные люди, а зачастую тяжело больные и духовно, и телесно, обременённые грехами и неразрешимыми проблемами, глухие к Слову Божию, неспособные видеть разлитый повсюду Божественный свет, хромающие на обе ноги в исполнении заповедей, неспособные даже на простейшее выражение словом того, что происходит у них внутри. Единственное, что остаётся этим людям — придти в Церковь — образно, подняться на гору, где их ждёт Христос — и повергнуться к ногам Иисусовым. Бог, как о Нём свидетельствует христианство — бесконечно ценит свободу каждого человека и никогда не будет Себя навязывать. Да, Он будет звать, Он будет помогать придти, Он будет давать явные знаки и подсказки — но идти всё равно придётся самому. И когда вызревает в душе эта решимость пойти навстречу Богу — во всё остальное Сам Бог уже активно включается. Настолько активно, что — как и говорится в сегодняшнем чтении — народ дивится тому, что происходит. И зачастую эти перемены оказываются настолько разительны, что окружающие недоумевают: вчерашний бесстыдник вдруг становится трепетным отцом многодетного семейства и верным супругом, недавний лжец и нарцисс обретает иные черты лица и оказывается смиреннейшим человеком, а бесшабашный и поверхностный юноша вдруг отправляется в монастырь и становится ревностным молитвенником. И в этом нет ничего удивительного: когда в человек начинает действовать Божественная благодать, всё лучшее, что было сокрыто в тайниках души в виде чахлых зародышей, проявляется, выходит на поверхность, распускается и расцветает во всю силу.
Но что же требуется от самого человека, чтобы этот процесс исцеления был запущен? Только одно: разрешить Богу действовать так, как Он считает нужным. Ведь что такое это глубоко символическое действие — коленопреклонение? ни что иное, как полное передавание самого себя в волю того, кому и предназначен этот поклон. Упавший на колени абсолютно беззащитен: он предельно уязвим. Но без риска этой беззащитности и уязвимости невозможно открыться для действия Бога. Также, как невозможно заниматься художественной гимнастикой в армейском обмундировании, каске и бронежилете и с автоматом наперевес — точно также не может Бог начать возделывать землю человеческого сердца, пока на ней — непробиваемая толща различных защит и предостережений. Я хорошо знаю, какое мужество и подвиг доверия требуется для того, чтобы придти на первую исповедь к незнакомому священнику — и какое множество помыслов терзают душу, когда принимается это — быть может, самое главное решение в жизни. Но тот, кто смог сделать этот очень непростой шаг, на собственном опыте знает: Бог не предаёт искренне вверившегося Ему человека. Если только это — не с желанием «искусить», испытать Бога — а искренне, от всего сердца, целиком. Со всеми огромными рисками. С бьющимся от волнения и неизвестности сердцем. С безусловным детским доверием Тому, Кому и принёс свою самую глубокую боль.
И пройдя через подвиг этого самоумаления, однажды человек неожиданно для себя открывает потрясающую истину: оказывается, Бог несказанно лучше, чем это можно было себе представить! И Ему стоит доверять!