Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 31-42

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Диалог между Христом Спасителем и иудеями, как нам его передаёт апостол Иоанн, очень непростой. С первых же слов Иисуса, обращённых к уверовавшим, начинается возмущение. Христос говорит, что тот, кто будет верным учеником, познает истину, и через это станет свободным. Другими словами, без Христа никому свободы не видать: остаётся только одно — быть в рабстве.

Для того, чтобы понять, насколько болезненная тема только что была затронута, необходимо вспомнить историю — сколько раз еврейский народ был порабощён. Как минимум, четырежды: Вавилон, Персия, Греция, Рим. Египетский плен — отдельная история. Но горделивое сознание иудеев решительно вытесняло эти объективные исторические факты: поэтому как только Иисус упоминает о рабстве, они тотчас занимают агрессивную оборонительную позицию: «мы не были рабами никому и никогда!»

В ответ Иисус раскрывает глубинный смысл своих слов: рабство внешнее всего лишь неизбежное следствие внутреннего рабства греху. Точно также, как раб не может освободить сам себя — и для человека требуется участие свободного от греха Сына Божия, чтобы вырваться из тесноты греха на простор праведности.

Невозможно начать лечить человека, уверенного, что он абсолютно здоров. Невозможно помочь освободиться от рабства греха тому, кто не испытывает страдания от своего незавидного положения. Для того, чтобы начать движение по направлению к освобождению, хорошо бы почаще смотреть на себя несколько отстранённо, со стороны, и внимательно проверять: на самом ли деле я именно этого хочу — или что-то во мне говорит, вынуждает поступать таким образом, или, напротив, удерживает от правильных поступков? Я — самостоятельный, свободный деятель — или всего лишь пассивно влекомый живущей во мне какой-то неведомой силой? Всегда ли я доволен результатами такого своего поведения?

И когда мы реально ощутим, что в нас действует определённый закон, противоборствующий нам — а это и есть закон греха — и мы начиная с самых благих побуждений снова и снова оказываемся в давно наезженной колее — вот только тогда мы и захотим, и запросим помощи.

Каким же образом Христос нам предлагает обрести свободу с Его помощью? Первое — облечься в Него, то есть безоговорочно и безусловно принять Его как своего Господа и Бога. Представим себе, что некий раб, измученный жестоким обращением своего хозяина, сбегает от него и укрывается в доме могущественного вельможи — который не только готов предоставить временное прибежище, но даже согласен усыновить этого бедолагу! В Таинстве Крещения происходит именно это: человек сбегает от служения диаволу и миру и заключает договор со Христом как своим Богом и Спасителем, обещая любить Его, доверять Ему, следовать путём Его заповедей.

Второе, что предлагает нам Христос в деле нашего освобождения — постоянно обновлять эту связь с Ним через Таинство Евхаристии. Конечно, было бы идеально, если полученную в Крещении свободу и наполненность Божественной силой мы смогли пронести через всю жизнь. Но Бог — реалист: Он прекрасно понимает, что мы черпаем Его благодать дырявым половником. Поэтому и требуется регулярно приступать к Причащению, чтобы обновлять непосредственную связь со Христом, принимать в себя Его Таинства, освобождающие от греха и вливающие в душу новые силы. Весь многовековой опыт Церкви свидетельствует об одном: всё это на самом деле работает — и результат мы видим в том великом сонме святых, которые шли этим путём и достигли полноты внутренней свободы во Христе.

Помоги же и нам, Господи, набраться мужества осознать своё рабство греху и начать освобождаться от него — с Твоей, конечно же, помощью!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!