* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 25-27

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 24-25

24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о том, как Христос, умирая на кресте и обращаясь к своей матери, говорит ей, что Иоанн его ближайший ученик, который стоит рядом, с этого момента становится ее сыном. Затем, обращаясь к Иоанну, Он говорит о том, что Мария, Его матерь, становится матерью Иоанна.  Вполне вероятно, что за этим усыновлением могли стоять какие-то отношения, о которых мы не знаем… отношения сводных братьев Иисуса и Его матери.  Возможно, и у самого Иоанна к этому времени матери уже не было в живых. Все это останется для нас тайной...  

В тоже время, обращая внимание на это таинственное усыновление, мы понимаем, что у креста остались самые близкие и преданные Христу люди, остались те, кто был верен Христу до конца, кто не убежал, не ушел, не предал... Они стояли здесь до последнего мгновения и находились рядом. И поэтому Иоанн не просто человек, который был рядом со Христом когда тот был во Славе. Он был рядом не только тогда, когда Его окружали тысячи почитателей, когда Он въезжал на ослице в Иерусалим и перед ними постилали одежды и пальмовые ветви... Нет, Иоанн, это человек который стоял у креста тогда, когда большинство бежало... Именно эта бесконечная верность делает  его свидетельство особенно важным. Именно эту бесконечную преданность Церковь подчеркивает в сегодняшнем чтении. 

И вот Иоанн, проявивший верность, пишет Евангелие. Нам, привыкшим к большим текстам, кажется странным, что ближайший ученик, который все время был рядом, пишет такой сравнительно небольшой текст. Сегодня нам было бы очень интересно почитать о Христе какое-нибудь подробное повествование с описанием разных коллизий, историй которые случались с ним и его учениками, но Иоанн пишет довольно небольшой текст и добавляет в конце, что Христос сделал конечно же много другого… и если бы всё описывать, то и весь мир не вместил бы этих книг. Очевидно, что слова Иоанна - гипербола, потому что количество сделанных человеком дел, как бы ни было но велико,  может быть исчислено. С другой стороны, это может быть намеком на богочеловечество Христа, на то бесчисленное количество дел, которые Христос совершил и совершает, как Бог. 

И всё же очень важно понимать, что Иоанн и не стремится изложить биографию Христа, не хочет подробно изобразить его жизнь, дать последовательную канву событий. Для него важно другое, он сообщает Благую весть и свидетельствует о реальности смерти Христа и реальности Его воскресения. Кажется, этого мало, но ничего важнее в Евангелии быть не может.  

Сегодняшнее человечество очень многословно. Мы пишем большое количество текстов, ведем блоги. Иногда это оправдано, иногда нет… Ситуация может быть разной. Иногда нам хочется сказать о религии очень много слов. Мы очень любим говорить о ней, обсуждать ее, как правильно поступить в той или иной ситуации, как оценить нечто с религиозной точки зрения…  но в итоге самой важной оказывается верность Богу и живая связь с Ним. Если человек верен Богу, он может не говорить многих слов, он может вообще ничего не говорить о Боге, его дел будет вполне достаточно для того, чтобы явить миру Божию любовь.