Мк., II, 23 - III, 5 (прот. Павел Великанов)
23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?
25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?
27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
ГЛАВА 3.
1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Евангелист Марк, рассказывая нам о сознательных нарушениях Иисусом субботнего покоя, приводит одну очень интересную деталь. В другом Евангелии — у Луки — тоже говорится, что Иисус попросил имевшего сухую руку выйти и стать в центре — но вот дальше повествования евангелистов отличаются. Только Марк говорит, что Иисус «воззрел на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их». Лука — напротив, ничего подобного не говорит, но добавляет яркий штрих к эмоциональной реакции фарисеев на это исцеление в субботу: он буквально пишет, что «они пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом» — то есть как бы Его поскорее уничтожить. Перед нами — острейший, эмоционально заряжённый конфликт — причём с обеих сторон. В чём же причина? Казалось бы, Иисус делает вполне очевидное доброе дело — помогает живому человеку избавиться от недуга — даже пусть нарушая субботний покой. Но разве не странным выглядит ответное бешенство и готовность убить? Похоже, здесь дело в чём-то другом!
В наших отношениях друг с другом тоже бывают ситуации, когда мы сами не можем понять, почему нас так сильно задела какая-то мелочь — и мы либо расстроились, либо взъярились. Современный психолог скажет: сработал ваш триггер, спусковой крючок — который связан с какой-то душевной травмой и моментально запускает процесс её повторного переживания. Как правило, всё это происходит настолько быстро, что мы не успеваем осознать, что именно происходит и почему в считанные доли секунды наше внутреннее состояние так радикально изменилось. Удар пришёлся по обнажённому нерву — и всего человека передёрнуло, словно от удара током.
А теперь давайте посмотрим через эту призму на ситуацию с исцелением человека с иссохшей рукой. Иисус не только понимает, насколько болезненной будет реакция фарисеев: Он сознательно её обостряет! Едва ли они впали бы в такое бешенство, если бы внимание окружающих не было бы специально привлечено приглашением больного в середину! А слова, которые говорит Иисус? Они же бьют прямо в сердце! Спаситель сознательно доводит ситуацию до предельного напряжения — и это не случайно. Он прекрасно видит, что только через боль отказа от сросшихся с сердцем ложных представлений можно даровать иудеям надежду на духовное оздоровление и спасение! Ведь любой кризис создаёт неизбежность выбора: либо — либо, третьего уже быть не может. Либо ты соглашаешься с Иисусом, что живой человек важнее ритуальных ограничений — пусть даже тебе это больно, потому что всегда думал совсем иначе — либо ты решительно не соглашаешься с этим и тогда Иисус превращается в люто ненавидимого врага — что и произошло с иудеями.
Если в тот самый момент, когда внутри нас срабатывает спусковой крючок и внутри всё переворачивается, мы будем помнить о ситуации с исцелением имевшего сухую руку — мы не только сможем не забывать на исповеди рассказать об этом, но и постепенно научимся распознавать в этих душевных взрывах глубоко сидящие наши личностные проблемы, на которые и указывает нам Бог посредством кризисов. А увидев, в чём причина — перестанем винить окружающих и постараемся развернуть нашу душевную язву навстречу Божественному свету — очищающему, врачующему, заживляющему!
Помоги же нам, Господи, в любой острой ситуации видеть не чью-то злую волю, а Твой призыв разобраться, где именно в нашей душе скрываются опасные болезни!