Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 23-31. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 23-31

Мф., X, 23-31 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

У Священного Писания есть несколько уровней прочтения. Евангелие от Матфея — не исключение. Христовы инструкции для апостолов, помимо своего прямого значения, имеют и другой смысл, который совершенно не очевиден на первый взгляд. Этот смысл никак не связан с проповедью, с гонениями, с Палестиной и с самими апостолами. Он имеет отношение к борьбе со страстями и с приобретением добрых христианских навыков, с тем, что святоотеческая письменность называет стяжанием добродетелей.

И наши тела, и наши души живут и развиваются по законам, которые установил Бог. Эту мысль можно принимать, можно ее отвергать. Можно верить в существование Бога, можно не верить, Бог уважает свободу человека, и Себя Самого никому не навязывает. Законы духовной жизни в своей неотвратимости равны законам физического мира. Тот факт, что маленький ребёнок ещё не вполне освоился в мире вещей и земного притяжения, не избавляет его от риска упасть и больно удариться. Нечто похожее есть и в сфере жизни души: незнание и неверие не избавляет от последствий нарушения духовных законов. Священное Писание это не только рассказы о давно живших людях, не только пророческие откровения, это, в-первую очередь, базовый курс духовной жизни. Именно так его понимали святые комментаторы. В самых простых исторических рассказах они стремились видеть раскрытие секретов устроения человеческого духа. Сегодняшнее повествование про начало апостольской проповеди — не исключение. Например, преподобный Максим Исповедник в словах Христа Спасителя «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» видел указание на принцип упражнения в различных видах аскетических подвигов. Под «городом» он понимал одно из множества аскетических деланий, таких как добровольное ограничение в еде, в сне, усиленное молитвенное правило и тому подобное. Если достаточно долго упражняться в какой-либо одной добродетели, то неизбежно возникают гордость и тщеславие, приходит некоторое превозношение над теми, кто поступает иначе, например, над теми, кто не соблюдает пост. Это, по мысли преподобного Максима Исповедника, и есть попытка выдворить из города, а так как Христос Спаситель не призвал Своих апостолов оставаться в городе несмотря ни на что, напротив, Он сказал бежать в другой, то и преподобный Максим советует оставить строгость одного подвига и перенести все силы на другой, тот, в котором ещё нет особых успехов.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!