Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 10-20. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 10-20

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 10-20 (о. Дмитрий Барицкий)
137-14

Христос Всемилостивый. ХХ в.

Мф., XVIII, 10-20 (о. Дмитрий Барицкий)

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.
14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что прозвучавший отрывок начинает с призыва Христа без высокомерия и надменности относиться к людям, которые не вписываются в наши представления о величии. Именно их Господь называет малыми. Это духовно немощные люди, неспособные справиться со своими греховными наклонностями. Такие обыкновенно в жизни испытывают на себе презрение со стороны окружающих. Их чураются, их осуждают, их не принимают всерьез. Возможно, они растратили свои силы и таланты попусту, скатились на самое дно этой жизни. Возможно, они сделали для себя грех нормой своего существования. Однако Христос говорит, что Он пришел спасти даже этих людей. Ведь и они творение Божие, и у них есть ангелы, которые видят Его лице, то есть, ходатайствуют перед Творцом за своих непутевых подопечных. Эту мысль Спаситель иллюстрирует притчей об овцах и заботливом пастухе, который оставляет все стадо, чтобы найти и вернуть одну отбившуюся и заблудившуюся овечку.

Но что делать, если подобный человек среди твоих близких? Можно ли предпринять что-то конкретное? Об этом Господь говорит дальше. Сначала попытайся образумить его самостоятельно, в личной беседе. Если нет эффекта — в присутствии другого, если и это не подействует — вынеси это дело на суд церковной общины. Если же и это не поможет, он должен стать тебе, как язычник и мытарь, то есть, сборщик налогов. Иными словами, как самый презираемый иудейским обществом того времени человек. Это удивительное место, которое содержит в себе двойной смысл. С одной стороны слова Господа можно понимать, как констатацию того печального факта, что есть люди, которые упорствуют в своем грехе и не хотят ничего менять. То, что Бог и нормальный человек почитает скверной, они делают нормой своей жизни. О таких народная мудрость говорит: горбатого могила исправит. Поэтому Господь и наставляет: посмотрите, как правоверные иудеи не общаются с мытарями и язычниками. Вот и вам лучше так же избегать всякое общение с теми, кто упорствует во грехе, чтобы самим не заразиться от них подобными настроениями и не повредить своей бессмертной душе. Однако с другой стороны, здесь есть иной смысл. В Евангелии очень часто встречаются эпизоды, когда Христос оказывает язычникам, мытарям и другому маргинальному, с точки зрения общества того времени, элементу милость и любовь. Он не отвергает их, обращается к ним со словами проповеди, к ужасу окружающих разделяет с ними трапезы и даже говорит религиозным лидерам еврейского народа, что все эти грешники быстрее их войдут в Царство Небесное. Поэтому Его слова «да будет тебе как язычник и мытарь» можно понимать не только как совет удаляться от грешника, но и как призыв поступать с упорствующим в своем грехе, Как Сам Он поступал: по Его примеру покрывать их любовью и милостью.

О силе такой стратегии поведения по отношению к ближнему Господь говорит дальше: что свяжете или разрешите на земле, будет связано или разрешено на небе. Эти слова указывают на масштаб и тот эффект, которые производит наше любовь и милость к кому бы то ни было. Они способны развязать, то есть, согреть, дать надежду, освободить от греха, даже самого закоренелого злодея. Ровно как и наоборот. Наше равнодушие, злоба и презрение связывают ближнего, подталкивают его ко греху, и печально сказываются на судьбе его бессмертной души.

Этот урок и для нас. Ведь каждый знает, что очень часто никакие слова и вразумления по отношению к ближнему, который запутался в жизни, не помогают. Призывы к покаянию, угрозы, мольбы бессильны и вызывают только раздражение и злобу. Единственное, что в этом случае остается — молча, незаметно и ненавязчиво покрыть человека милостью и любовью. Может это согреет его сердце и приведет к изменению? Как бы то ни было, это последний аргумент, который может привести христианин. Ведь именно этому Своей жизнью и смертью нас учил Христос.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!