Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38; Глава 22, стихи 1-8. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38

37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.

38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 1-8

01 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,

02 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

03 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,

04 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

05 Они обрадовались и согласились дать ему денег;

06 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

07 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

08 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38, Глава 22, стихи 1-8 (о. Дмитрий Барицкий)
445px-Cimabue01

«Поцелуй Иуды»
(Чимабуэ, конец XIII века).

Лк., 108 зач., XXI, 37 - XXII, 8 (о. Дмитрий Барицкий)

37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

ГЛАВА 22.

1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
5 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Профессиональные филологи, прочитав тот отрывок, который мы только что услышали, сказали бы, что он имеет очень продуманную структурную организацию. Присмотритесь, именно днем, при стечении народа, на виду у всех Христос проповедует в храме. Говорит слова о Боге. О всем самом высоком, чистом, прекрасном. Именно днем он посылает Своих учеников, Иоанна и Петра, чтобы они приготовили пасхальную трапезу. А как действуют фарисеи и Иуда? Они действую тайно. Чтобы никто не видел. Лучшее время для таких дел — сумерки, когда очертания предметов размываются. Когда нормальные люди готовятся отойти ко сну, активизируется тот, у кого мысли нечисты.

День и ночь, свет и тьма здесь не просто указание на время суток. Они становятся своеобразными символами духовных состояний тех, кто действует на их фоне. Святой не просто находится во свете божественной благодати. Все его мысли, слова и дела протекают таким образом, как если бы они были выставлены на всеобщее обозрение. Ему принципиально нечего скрывать. Здесь нет второго дна. И напротив, любой грех зарождается во тьме, где-то в подвалах души, в помрачении помысла. Именно поэтому он стремиться к тому, чтобы скрыться не только от посторонних глаз. Он хочет не выглядеть грехом и для своего носителя. Грешник всегда оправдывает свои поступки. Заворачивает их в красивую, благовидную обертку. Как еще иначе договориться с совестью?

В этом смысле предательство, на которое решается Иуда, не есть какой-то из ряда вон выходящий поступок. Банальная страстишка, прикрытая благовидными намерениями. Христианские толкователи говорят, что Иуда был одержим сребролюбием. Иными словами, любил деньги. Однако, совершая грех, он оправдывал себя тем, что совершает великое дело. Он убедил себя и на какое-то время искренне поверил, что предательство Учителя принесет реальную пользу себе, всему еврейскому народу, и Самому Христу.

Так действует любая страсть и причем в каждом. В этом смысле сребролюбие и предательство Иуды ничем не хуже и не лучше гордости, злобы, вражды, тщеславия, неприязни и много другого, чем может страдать человек. Ничем не отличается от того, что зарождается где-то в сумерках нашей души и нашего сознания и что сами для себя мы очень прекрасно и убедительно оправдываем.

Поэтому и советует нам христианская традиция: пусть каждая мысль, всякое наше слово и дело проходит проверку светом. Возможно, мы не чувствуем Бога так хорошо, как его чувствовали святые. А потому не всегда наша совесть является хорошим советчиком. Порой она молчит, думая, что мы находимся в темной комнате и никто ничего не видит и не заметит. Зато у нас есть наши ближние. Пусть они и будут нашей проверкой. Все что нами думается, говорится, делается, должно быть так, как если бы мы думали, говорили, делали все это перед лицом тех, кого мы любим, ценим, уважаем. Чей авторитет и мнение для нас особо ценны. Именно об этом слова апостола: «исповедайте друг другу согрешения ваши». Именно за это усердие Господь никогда не оставит нас одних в кромешной тьме, но обязательно даст Свою благодать и выведет к дневному свету.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!