Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Ин., VIII, 51-59 (о. Дмитрий Барицкий)

51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.
53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама?
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, имеет принципиально важное вероучительное значение. В нем кратко, но предельно ясно и прямо высказывается мысль о том, что Иисус Христос — это и есть обещанный Мессия, более того, Он есть Тот Самый Бог, Который сотворил наш мир.

В начале беседы Христос заявляет иудеям о Своем превосходстве над Авраамом. Это было очень смелое заявление. Авраам был основателем еврейской нации и в глазах евреев был великим святым. Христос же заявляет, что даже те, кто станет Его последователями, никогда не умрут, то есть станут выше, чем самые великие из числа богоизбранного народа, даже Авраам. Далее Господь прямо говорит, что великий патриарх ожидал увидеть Его пришествие. Христос использует здесь выражение «День Мой». Обыкновенно так Бог Израиля объявлял ветхозаветным пророкам о дне пришествия на землю Своего Великого Посланника, Мессии. То есть Господь прямо заявляет, что Он и есть тот Мессия, ради рождения Которого Бог и создал еврейский народ от Авраама.

Далее Христос переходит к самому важному. Он говорит о Себе так, как мог бы сказать о Себе только Бог. На негодование иудеев — «как Ты, не достигший еще возраста пятидесяти лет, говоришь, что видел Авраама, который жил две тысячи лет назад», — Господь прямо отвечает: «до того как был Авраам, Я есть». Выражение, которое на русский язык переведено как «Я есть» — особая богословская формула, которая на древнееврейском языке звучала как Яхве. Это то самое имя, которое Бог открыл пророку Моисею на горе Синай. Поэтому Иисус не просто говорит о том, что Он был в прошлом, до того момента, когда жил великий патриарх Авраам. К всеобщему негодованию иудеев Он заявляет о том, что Он и есть Тот, Кто существует всегда. Он — Тот, Кто сотворил этот мир, Тот, Кто создал еврейскую нацию, а потом при помощи своего пророка Моисея вывел ее из египетского рабства. Это так поражает иудеев, что она хватаются за камни, чтобы немедленно предать Иисуса смерти за богохульство.

Почему же так получилось? Столько лет евреи верили в Единого Бога, ждали пришествия Его Мессии, а когда Он пришел, не узнали и в итоге даже предали Его смерти. Видимо, в какой-то момент живое ощущение Творца, общение с Ним они подменили формальным, механическим исполнением многочисленных ритуальных предписаний. Их исполнение превратились в самоцель. Поэтому они просто забыли, какой Он живой Бог. Дай же нам, Господи, не потерять того основного, вокруг чего строится подлинная религиозная жизнь, — живое ощущение Тебя и Твоего Христа.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!