Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23 (еп. Феоктист (Игумнов)
8-17

Спас в силах 

Лк., VI, 17-23 (еп. Феоктист (Игумнов)

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Комментирует епископ Городищенский Феоктист.

Наш разум устроен таким образом, что ему нужны чёткие понятные правила, он ищет установленные инструкции, в которых бы было сказано, как необходимо поступать в том или ином случае. Стремление к логической завершённости прослеживается во всем. К примеру, мы встречаем нового для себя человека, общаемся с ним и тут же определяем к какому типу людей он относится и как себя с ним вести. Если же этого сделать по какой-то причине не получается, то мы испытываем беспокойство от неизвестности. Внимательное чтение заповедей блаженств — тоже повод для беспокойства. Христос Спаситель говорит: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь». И что же? Если я буду нарочно ограничивать себя в пище, то я стану блаженным? Если бы это было так, то изнуряющие себя суровыми диетами девушки-модели в полной мере исполнили эту заповедь. Но приблизило ли их это ко Христу? Вряд ли, ведь у тех, кто к Нему близок, есть очевидные духовные дарования, которые несовместимы со стремлением всем нравиться и получать за это гонорар. Апостол Павел весьма либерально определил христианское отношение к еде: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим 14:3). Более того, Самого Христа обвиняли в том, что Он ест и пьёт, даже называли Его человеком, который «любит есть и пить вино» (см. Мф 11:19). Так как же понимать эту заповедь и что делать для ее исполнения? Стоит вспомнить, что Христос никогда не призывал к уничтожению чувств. Он призывал к их исправлению. Монахи-пустынники первых веков христианство хорошо усвоили этот призыв Христа. К примеру, один из них — авва Пафнутий — так наставлял молодого монаха: «Читай одну молитву утром, одну — днём, одну — вечером, и ешь, когда голоден, пей, когда жаждешь, а если хочешь спать — спи. Тогда ты можешь остаться в пустыне». Но молодой монах остался недоволен ответом и пошёл дальше, к авве Иоанну и авве Арсению, первый из которых на тот же самый вопрос ответил: «Не читай молитв. Только сиди в келье, ешь, пей и спи». А второй сказал, что ему нечего прибывать к тому, что уже сказали отцы. Ответы пустынников кажутся парадоксом, они звучат совсем не так, как можно было бы предположить. Но при этом они не более парадоксальны, чем слова Христа в Нагорной проповеди. Задача монаха и любого христианина в том, чтобы научиться правильному ответу на главные человеческие нужды — голод, жажду, усталость — только на этой основе может стоять молитва. А найти правильный ответ не так то просто, ведь мы прекрасно знаем: зачастую и голод, и жажду, и усталость диктует не тело, а разум, который вообще очень часто нас подводит. Но к счастью для нас, мы не первые из тех, кто пытается следовать заповедям блаженств. Церковь их осмыслила, осмыслила она и заповедь о блаженстве алчущих, она выработала во всех смыслах полезное соотношение между пищей, питьём, сном, деятельностью и молитвой. Нам не надо пытаться найти собственный ответ за парадокс старцев Пафнутия, Иоанна и Арсения, нам достаточно лишь открыть церковный устав и начать его исполнять по мере своих сил.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!