Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 43-47
Евангелие от Марка, Глава 16, стихи 1-8
Живя в мире мы привыкаем опираться на силу, ищем чего-то надежного и крепкого, гарантированного..., напротив избегаем изменчивого и ненадежного... От многих сфер жизни мы ждем предсказуемости, хотим чтобы было понятно на что рассчитывать. В некоторых сферах мы уже больше доверяем машинам, чем людям... ведь люди действительно очень ненадежные существа, как можно на них полагаться? Мы так к этому подходу привыкаем, что уже не можем по-другому... Несмотря на то, что каждый отдельный человек может быть слаб, в целом современное общество не выносит слабости, ни болезни, ни усталости... в работоспособности человек должен стать похожим на робота.
Однако в религиозной жизни все совершенно иначе. Человек заявляющий о себе, что он сильный, как и тот, кто осознает свою возможную слабость, на самом деле одинаково способны на ошибку... Но для самоуверенного она может быть болезненной, в то время как тот, кто смотрит на себя и свои возможности трезвым взглядом, по возможности исправляет ситуацию и идет дальше. И дело не в том, что религия узаконивает ошибку, не в том, что она заранее говорит человеку, что он грешен и как будто бы позволяет ему грешить дальше... Нет. Дело в другом.
В первую очередь, человек как существо тварное, должен понять, что источник его силы не в нем самом. Он, конечно, делает что возможно со своей стороны, но спасает его именно Бог. И именно поэтому в Священном Писании тот, кто пытается быть сильным сам по себе обязательно проиграет, в то время как тот, кто надежду свою полагает в Боге — оказывается по-настоящему силен. Причем сила эта, конечно, не физическая, не владеющая громом и молнией. Это сила любви и обладает она ни чем иным, кроме как поступками любви. Она может показаться слабой, но в итоге все превозмогает и побеждает.
В сегодняшнем чтении мы видим людей, которые при жизни Христа проявляли слабость, некоторые, как Иосиф и Никодим были тайными учениками, другие, как Мария Магдалина и прочие женщины были готовы служить Ему своими имениями, но они, в отличие от апостолов, не обещали пойти за учителем даже до смерти... Однако после смерти Христа, когда из живого пророка и возможного мессии Он превратился в глазах толпы в казненного самозванца и богохульника... Они приходят по велению своих любящих сердец и не боятся сделать свою связь с ним публичной.
В момент, когда ко Христу уже никто не проявляет, ни интереса, ни почтения... они проявляют жертвенную любовь и верность... И верность их, в самый страшный момент, когда придется встретиться со стражей, охраняющей гроб, придется думать о том, кто отвалит камень от дверей гроба... В этот, самый сложный момент, дойдя до предела верности и преданности — они получают радостное уверение о том, что Учитель воскрес.
Их поведение и вообще все, что с ними произошло, указывает не просто на некоторые факты Евангельской истории, но вскрывает некоторый общий принцип. Идя по пути веры можно оказаться в ситуации, когда вера кажется нелепой, верность абсурдной, а любовь бесполезной... Но человек, который продолжает верить и проявлять любовь и верность Богу — получает от Него утешение.
Может показаться, что для нас этот путь закрыт, ведь Христос уже воскрес и за верность Его Имени в зачастую не наказывают. Однако совершенно не случайно, проповедуя, Он все время говорил: что наше отношение к Нему проявляется в отношениях с близкими. Это значит, что в тот момент, когда мы проявляем любовь к ближнему, хотя это выглядит бессмысленно... В тот момент, когда мы оказываемся веры своей любви несмотря ни на что... Господь открывает нам чудо, Своего Воскресения! Открывает его нашему сердцу... Дает ощутить пасхальную радость своего присутствия!